Рада всех приветствовать!
Сегодня поговорим о том, чего многие не понимают - о современном искусстве.
Современное искусство (в т.ч. модернисткое) живёт внутри белого куба. Стерильное пространство галереи призвано быть с одной стороны нейтральным, стремясь минимизировать своё влияние на произведение, с другой — сакральным, ограждая искусство и зрителя от внешнего мира (нет окон или они намеренно сокрыты) и наделяя зрителя статусом причастного. Или причащенного.
Такое отношение к пространству далеко не всегда было свойственно галереям. Салонная живопись XVIII века существовала автономно, не завися ни от плоскости стены, ни от соседних полотен. Развеска была тем лучше, чем больше она походила на удачную партию в Тетрис, — картины идеально подобраны по форме и размеру, стены не видно.
Авторитет рамы и иллюзии пространства внутри картины признавался безоговорочно. Внутренняя перспектива живописного полотна создавала иллюзию окна, и эти окна, разделяемые только массивом рамы, не мешали друг другу и воспринимались независимо.
Однако импрессионисты обнажили нарисованность такого окна. Оно стало плоским. Оказалось, что картина — это в первую очередь холст и наложенные на него краски, и только потом — сюжет.
Когда границы холста перестали быть абсолютными, не без участия импрессионистов, которые выбирали свои сюжеты, будто бы случайно ухватывая фрагменты реальности, действие искусства переползло и на стену. Рама лишилась своего положения и была отброшена. Вниманию зрителя наконец представился контекст. Предмет, помещённый в галерею, становится произведением искусства. Дюшан это с блеском продемонстрировал.
Обладая художественной памятью, белый куб стал искусством-в-потенции, а его замкнутое пространство — алхимической средой. Само искусство стало тем, что сюда помещается, затем удаляется, затем возвращается снова и снова. Пустая галерея — произведение искусства, и галерея, доверху заполненная мусором — тоже.
Мне не удастся в одной статье сколько-нибудь полно раскрыть содержание эссе О'Догерти, которые препарируют не только пространство галереи, но и влияние его на зрителя и зрителя на него, что тоже невероятно интересно. Зато определённо могу рекомендовать эту книгу к прочтению.
Спасибо, что дочитали до конца!