Сейчас трудно поверить, что концепция детства как особого времени в человеческом развитии возникла только в 17-18 веках, когда Просвещение начало формировать мышление о политике, обществе и мире в целом. Он возник благодаря педагогическим теориям философа Джона Локка . К началу 19 века начали издаваться книги для детей и о детях.
Россия не была исключением. Первые книги для детей написала императрица Екатерина Великая. Не доверяя своему сыну и наследнику Павлу, она приложила много усилий, чтобы вырастить своих старших внуков, чтобы они могли пойти по ее стопам в управлении страной. Упустив почти все радости материнства (что не было исключительной ситуацией для знатных женщин того времени, хотя дело Екатерины осложнялось ее работой императрицей), она компенсировала себя попыткой быть заботливой бабушкой. Екатерина выбрала имена первых двух внуков. Она назвала их Александром и Константином — имена, которые не использовались в семье Романовых, - явно намекая на Александра Великого и Константина Великого.
Царская бабушка также выбирала медсестер и учителей и любила проводить время, играя с мальчиками, особенно с Александром, которого она считала более подходящим наследником престола, чем ее сын Павел. Но что самое интересное, она написала для внуков книги, которые мы теперь можем назвать первыми книгами на русском языке, написанными специально для детей.
«Бабушкина азбука», строго говоря, представляет собой сборник моральных правил, продолжающих инициативу Петра Великого предписывать молодым людям хорошие манеры — Юности честное зерцало («Достопочтенное зеркало для молодежи», 1717). Однако если «Достопочтенное зеркало для молодежи» - это скорее книга вежливости, посвященная этикету, то «Бабушкин букварь» говорит об этических проблемах, продвигая ценности, которые были продвинуты Просвещением. Например, она заявила, что люди очень мало отличаются по своей природе, но различаются по своему отношению к знаниям. В Британской библиотеке есть копия современного издания.
Насколько могла, Екатерина также пыталась развлечься и поэтому написала две сказки о юных принцах — Хлоре и Февее, - которые должны были подавать детям примеры правильного морального выбора и поведения. В одной сказке царевич Хлор, которого описывают как дитя исключительной красоты, отправляется на поиски розы без шипов, которая не жалит. Красивый ребенок выполняет задание с помощью своего друга Разума, используя Честность и Истину как свои костыли.
«Принц Февей» также был создан Екатериной Великой как образец для подражания для детского читателя. Автор удаляет все традиционные сказочные элементы, помещая сюжет в Сибирь, предполагая, что причиной выздоровления царицы была медицинская помощь, а не чудо, и проверяет главного героя, давая ему мирские задания. История раннего детства Февея показывает, как к концу 18 века оно стало предметом беспокойства, ценности и признательности. Кормилица, выбранная его родителями, была разумной вдовой, которая «могла различать, плакал ли ребенок от нужды, болезни или своенравия».
Его не пеленали и не оборачивали, не барахлили и не трясли, а прилично и вовремя кормили. Ребенок стал развлекаться игрушками и выбирал те, которые давали ему знания. Пока ребенок еще не мог говорить, он был способен объясниться. Более того, в своем рассказе императрица выступила за вакцинацию, упомянув, что принцу сделали прививку от оспы в трехлетнем возрасте.
Обе сказки были превращены в оперы и успешно поставлены в театрах (в Британской библиотеке хранятся два либретто: полки 1343.h.12 и 1343.h.10), а сказка о принце Хлоре была переведена на английский язык всего через несколько лет после публикации. В России, в 1793 году, и сейчас находится в свободном доступе в Интернете.
Как и Царственная бабушка Екатерина Великая, мы закончим наш блог так: «Здесь история заканчивается, и кто знает, пусть расскажет другую».
Подписывайтесь на канал и ставьте "класс", дальше будет интереснее!
Фотоснимки последних дней Великой Империи