Всем привет! Они доставляли работяг домой с затяжных командировок, давали последний шанс опаздывающим в аэропорт а порой даже привозили в больницы рожениц гораздо раньше скорой помощи. Шашечки, зеленый огонек, тиканье счетчика и добрый дяденька-водитель, готовый доставить к месту назначения в любое время суток олицетворяли стабильность Советского Союза и уверенность в завтрашнем дне.
Однако, мало кто знает о том, как эти самые "шашечки" организовывали сложные схемы, помогали фарцовщикам и играли довольно значимую роль в жизни теневой экономики СССР.
Работа "в чёрную"
Профессия таксиста на тот момент была довольно престижной и хорошо оплачиваемой (не зря же обращались к шоферам на "шеф"). Так водитель мог в легкую зарабатывать по 250-300 рублей в месяц чистыми деньгами, имея при этом еще и левый заработок, превышающий временами основной вдвое а то и втрое.
Феномен советских таксистов кроится еще и в том, что были они социально близки с простым народом. Товарищ шофер был таким же советским и одновременно антисоветским, вообщем свои в доску ребята. Могли они как обогреть хорошими словами, так и обобрать скрутив быстренько счетчик , а если уж попался приезжий, вовсе прокатить его окольными путями и стрясти двойной тариф.
Потому именно к таксистам и бежали люди в 80-е в период апогея антиалкогольной компании. Граждане обращались с деликатным вопросом, и взамен на 10 рублей получали заветную бутылочку. А если уж намечался праздник и обойтись одной только чекушкой казалось невозможным, товарищ бутлегер предлагал проехать в таксопарк, где всего было в изобилии.
Опыт приходит со временем
Но готовили к работе водителей достаточно строго. Полгода новобранец учился на специальном комбинате, изучал город, обучался общению с товарищами пассажирами, контролерами а также сотрудниками ГАИ. Одним словом, работали за баранкой "пылесоса от бордюра" без радиостанции.
Следующим шагом для начинающего таксиста было вручение радиостанции. Радиостанция давала связь с центральной диспетчерской, что добавляло за одну рабочую смену еще порядка 10-15 заказов. Но на этом дело не заканчивалось. С ростом опыта и появлением связей в нужных местах, каждый таксист старался занять свое собственное место. Называли таких водителей "таксистами на фильтре". Таксовали они уже не "от бордюра", а стояли у самых лакомых мест- гостиниц, станций метро и вокзалов в ожидании иностранцев и дефицита.
Однако, цеховая солидарность между таксистами была сильна. Если случался конфликт или кто-то попадал в беду, таксисты вставали друг за друга горой.
Как рассказывал один ветеран такси: "Бывало, что в тангенту поступал тревожный сигнал и за несколько минут на место слеталось порядка 20-30 машин. Иногда ситуацию удавалось устаканить, но бывало ради денег и убивали. Бывало разбивались уснув за рулем, тогда всем таксопарком собирали деньги и помогал родным".
Спасибо что дочитал данную статью! Я буду очень благодарен если ты поставишь палец вверх и подпишешься на мой канал!