Найти в Дзене
Спасти сценариста

Разбор сценария фильма "Рататуй" (2007, США)

О методах разбора и теорию можно прочесть по ссылке. 1 акт. Тема (Гюсто): «Готовить могут все». Контртема (Критик Эго) – «Не все могут готовить». 2 акт. Тематический вопрос: « Все ли могут готовить?» Столкновение темы и контртемы. 3 акт. Ответ: « Готовить может каждый, но лишь бесстрашные достигают величия». Желание героя (Реми) – стать поваром как человек. Цель героя – готовить еду в ресторане. Потребность героя – стать поваром, получить признание от отца. Изъян - отсутствует. Реми проходит плоскую арку. Внутренний конфликт – по мере развития сюжета. Итог: желание героя сбылось. Ставка – Если он не станет поваром, его мечта не сбудется. Если он будет пытаться стать поваром, его семья может погибнуть от голода. . Желание героя (Лингвини) – иметь стабильную работу. Цель героя – готовить еду в ресторане. Потребность героя – Признать в себе отсутствие таланта повара, помочь Реми стать поваром, помочь ему обрести признание отца. Изъян – самоуверенность. Самооткровение – в
Оглавление

О методах разбора и теорию можно прочесть по ссылке.

ТЕМА

1 акт.

Тема (Гюсто): «Готовить могут все».

Контртема (Критик Эго) – «Не все могут готовить».

2 акт.

Тематический вопрос: « Все ли могут готовить?»

Столкновение темы и контртемы.

3 акт.

Ответ: « Готовить может каждый, но лишь бесстрашные достигают величия».

ПСИХОЛОГИЯ ГЕРОЕВ

Желание героя (Реми) – стать поваром как человек.

Цель героя – готовить еду в ресторане.

Потребность героя – стать поваром, получить признание от отца.

Изъян - отсутствует. Реми проходит плоскую арку.

Внутренний конфликт – по мере развития сюжета.

Итог: желание героя сбылось.

Ставка – Если он не станет поваром, его мечта не сбудется. Если он будет пытаться стать поваром, его семья может погибнуть от голода.

.

Желание героя (Лингвини) – иметь стабильную работу.

Цель героя – готовить еду в ресторане.

Потребность героя – Признать в себе отсутствие таланта повара, помочь Реми стать поваром, помочь ему обрести признание отца.

Изъян – самоуверенность.

Самооткровение – в финале.

Внутренний конфликт или Кризис – по мере развития сюжета.

Итог: желание героя сбылось, потребность удовлетворил.

Ставка – Если он не будет готовить еду в ресторане, потеряет работу.

.

Желание героя (Колетта) – иметь стабильную работу.

Цель героя – следить за Лингвини, указывать ему, что и как готовить.

Потребность героя – обрести любовь с Лингвини.

Изъян – самоуверенность, эгоистичность.

Самооткровение – в финале.

Внутренний конфликт или Кризис – в финале.

Итог: желание героя сбылось, потребность удовлетворил.

Ставка – Если она не будет помогать Лингвини, она не обретет с ним любви.

.

Желание героя (Отец Реми) – контролировать Реми,

Цель героя – читать Реми мораль, подстрекать против людей.

Потребность героя – признать в Реми человечность, принять его желания.

Изъян – консервативность, эгоистичность.

Самооткровение – в финале.

Итог: желание героя не сбылось, потребность удовлетворил.

Ставка – Если он не примет желания Реми, он его потеряет.

.

Желание героя (Антон Эго) – доказывать, что готовить могут не все.

Цель героя – ужинать в ресторанах, писать отзывы.

Потребность героя – осознать, что значит готовить могут все.

Изъян – закостенелый ум.

Самооткровение – в финале.

Итог: желание героя не сбылось, потребность удовлетворил.

Ставка – если он признает, что готовить могут все, потеряет репутацию.

.

СТРУКТУРА СЦЕНАРИЯ

(на основе 15 пунктов Снайдера и 6 ступенях Майкла Хейга)

.

I этап. Экспозиция.

.

Открывающая сцена и формулирование темы (с 1 мин. )

Кадры с Гюсто, его ресторана. Закадровый голос рассказывает о них.

Интервью с Гюсто: «Готовить могут все».

Интервью с критиком Эго, он оспаривает мнение Гюсто.

Первое появление героя: Деревенский дом. Идёт дождь. Крыса РЕМИ комично выпрыгивает на улицу через окно дома, разбивая стекло.

.

Установка (с 2 мин.)

Реми имеет абсолютное обоняние и тонкий вкус; мечтает стать поваром, его кумир – Гюсто.

Реми симпатичны люди. Он ходит как они – на двух «ногах», читает и любит стихи. Внутренне (Реми): Жизнь в маске.

ОТЕЦ РЕМИ – вождь крысиного клана, строгий, консервативный (Символизирует контртему).

Отец Реми придумывает для него работу - заниматься проверкой еды на яды.

Фишка. Внутренний диалог Реми продолжает реплика Отца Реми:

РЕМИ (про себя). Я то, что я ем, мусор есть не буду. Но папа считал, что…

ОТЕЦ РЕМИ (вслух). Еда –это бензин.

Реми хочет приготовить блюдо, находит ингредиенты (тема). Вместе братом ЭМИЛЕМ (озорной, впечатлительный и добрый) забирается на крышу дома, дым из трубы использует в качестве плиты. Реми сильно рискует.

Эмиль хочет уйти (контртема)

Молния попадает в Реми и Эмиля, но и в еду, она поджарилась и стала вкусной.

Реми хочет повторить, но нужен шафран. Идут на кухню (тема).

ГЮСТО (по телевизору.) Готовить может каждый, но лишь бесстрашные достигают величия.

Эмиль снова помогает брату, но трусит, просит уйти (контртема)

У ресторана ГЮСТО снижается рейтинг из-за разгромной статьи критика АНТОНА ЭГО (надменный, вредный, серый, символизирует контртему ). Гюсто не выдерживает, умирает.

Реми и Эмиль попадаются хозяйке дома, она их преследует (контртема)

Оказывается, клан крыс жил на чердаке дома.

Хозяйка дома их всех распугивает и изводит…

.

Катализатор (мин. 12)

Крысы теряют дом.

Реми попадает в канализацию, теряет семью.

.

II этап. Новая ситуация.

.

Размышление (с 12 мин.)

Призрак Гюсто (символизирует человеческую сторону Реми, тему ) предлагает Реми пойти за едой (тема).

Реми поднимается в город, хочет украсть еду (контртема).

Призрак Гюсто против этого: «Еда приходит к тем, кто умеет готовить» (тема).

Реми бежит в ресторан Гюсто (тема) - это план А Реми, внутренне (Реми): проблеск возможности жить по-настоящему.

Фишка. Пока Реми держит долгий путь до ресторана, он пробегает мимо повздоривших любовников, злобной собаки, одинокого художника. Сценки добавляют юмора, а также не дают зрителю заскучать.

.

Установка № 2 (с 17 мин.)

Видим зал, кухню и сотрудников ресторана.

Герой – ЖЕВОДЕР – новый шеф-повар ресторана Гюсто, высокомерный, вспыльчивый, циничный. (Символизирует контртему).

Герой – ЛИНГВИНИ – сын возлюбленной Гюсто. Неуверенный, пугливый недотрога. Внутренне (Лингвини): Жизнь в маске.

Жеводер берёт его в качестве уборщика.

Лингвини случайно опрокидывает кастрюлю с супом.

Чтобы не попасться, он самовольно берется сварить новый суп - это план А Лингвини , внутренне (Лингвини): проблеск возможности жить по-настоящему.

.

Размышление № 2 (с 20 мин.)

Реми замечает, что Лингвини портит суп. Решает всё исправить (тема). Это план А Реми.

Реми доваривает суп по своему рецепту – план А Реми в действии.

Лингвини просит Жеводера не подавать суп, так как он видел Реми за готовкой (контртема) .

Жеводер собирается уволить Лингвини.

Но клиенты ресторана в восторге от супа Реми (тема).

Герой – молодая девушка, повариха КОЛЕТТА (жёсткая, независимая, но самоуверенная. «Я самый крутой повар») - внутренне (Колетта): Жизнь в маске.

Она заступается за Лингвини: «Готовить могут все» (сначала символизирует тему).

Жеводер повышает Лингвини до повара, приказывает Колетте взять под опеку Лингвини.

Жеводер требует, чтобы Лингвини доказал свой профессионализм и снова приготовил суп.

Лингвини ловит Реми (контртема) . План А Реми и Лингвини проваливается.

.

Переход ко второму акту (мин. 28)

Лингвини думает, что делать с Реми. Предлагает сотрудничество (План B Лингвини), Внутренний конфликт Реми - сначала убегает, затем соглашается – это план B .

Внутренне (Реми и Лингвини): Герой движется к своей истиной сути.

По теме: тематический вопрос: Все ли могут готовить?

.

III этап. Прогрессия (с 31 мин.).

.

Второстепенная сюжетная линия

Лингвини и Колетта.

Реми и его Отец.

.

Развлечения и приколы

Реми и Лингвини знакомятся.

У Лингвини не получается самому готовить суп.

Реми и Лингвини находят способ, чтобы во время готовки блюд Реми мог скрытно руководить действиями Лингвини (Реми прячется под колпаком, дергает за волосы Лингвини)

Тренируются.

Теперь Реми и Лингвини – одно целое, они дополняют друг друга. Им удаётся повторно приготовить суп (тема).

.

Жеводер приказывает Колетте обучить Лингвини порядкам на кухне.

Колетта требует, чтобы Лингвини её слушался, иначе она рискует потерять работу. Это план А Колетты . Внутренне (Колетта): проблеск возможности жить по-настоящему.

Важная экспозиция – Жеводер узнаёт о завещании Гюсто: Если не объявится его наследник, то ресторан переходит к заместителю – Жеводеру.

Лингвини медлит с готовкой, Колетта давит на него, торопит в работе, переживая, что Лингвини ошибётся (контртема).

Затем она успокаивается, заметив, как Лингвини внимательно её слушает и выполняет все её указания, ведёт не агрессивно.

Колетта рассказывает ему про всех поваров кухни – у них разные судьбы (что подтверждает тему: «Готовить могут все»).

Колетта и Лингвини сближаются, она ему улыбается.

Клиенты хотят «что-нибудь новенькое» от Лингвини.

Реми и Лингвини готовят блюдо по рецепту Реми (тема).

Колетта возмущается этому рецепту, спорит с Лингвини (контртема).

Но клиенты хотят добавки (тема).

ПОВАР 1 говорит Колетте, что Лингвини она не нужна. План А Колетты провален.

Реми встречает голодного Эмиля.

Реми собирается украсть из ресторана для него еду (контртема).

Призрак Гюсто останавливает Реми (тема).

Но Реми ворует еду для Эмиля (контртема).

Жеводер напаивает Лингвини, пытается выяснить секрет его успеха (контртема).

Лингвини не сознаётся Жеводеру (тема).

Реми учит Эмиля правильно есть, чтобы получать наслаждение (тема).

Эмиль ничего не понял (контртема).

Реми встречает своего отца. Отец показывает Реми на витрине магазина яды и ловушки против крыс, читает мораль (контртема).

Реми спорит, не соглашается. Уходит из семьи (тема). Внутренне (Реми): начинает «вылупляться истинное «Я» героя.

Реми пытается разбудить Лингвини, чтобы он продолжил готовить еду (тема).

Колетта в этот миг признаётся Лингвини в чувствах (План B Колетты), говорит, что думала, что она особенная для него, но теперь разочаровалась в нём. Внутренне (Колетта): Герой движется к своей истиной сути.

Лингвини приходит в себя и говорит Колетте, что пропал бы без неё, что он её любит, не хотел ослушаться, ведь от него ничего не зависело, собирается открыть ей правду про Реми (контртема).

.

Поворотная точка, центральная – mid point (мин. 1.03)

Но Реми, делая сложный выбор , «приказывает» Лингвини поцеловать Колетту, чтоб он не выдал Реми, но одновременно ухудшает своё положение, ведь с этого момента Колетта и Лингвини сближаются, а Лингвини отдаляется от Реми.

.

IV этап. Усложнение и рост ставок (с 1.04 мин.)

.

Плохие парни наступают

Антон Эго узнаёт о возрожденной популярности ресторана Гюсто. Собирается нагрянуть туда (контртема).

Фишка. Если сверху посмотреть – периметр комнаты критика Эго имеет форму гроба.

ДНК Гюсто и Лингвини совпадает, значит, Лингвини – наследник великого повара.

Жеводер думает, как избавиться от Лингвини, консультируясь с адвокатом (контртема).

Колетта (внутренне Колетта: начинает «вылупляться истинное «Я» героя) рекомендует Лингвини приправу (контртема), но Реми пытается отвадить его от этого (тема), но Лингвини берёт приправу (контртема) , угождая Колетте.

Лингвини отстраняется от Реми.

Реми огорчен. На улице прохожие его называют «мерзкой тварью» (контртема).

Реми возвращается к семье, хочет украсть для неё еду из ресторана (контртема).

Внутренний диалог – Реми общается с призраком Гюсто, думает, как поступить.

Фишка. Клоны Гюсто (деревянные фигуры), говорящие одновременно и создавая невыносимую какофонию, символизируют напряженный внутренний конфликт Реми.

Реми находит завещание Гюсто (по которому наследник – Лингвини), сбегает с ним (тема).

Его преследует Жеводер (контртема). Безуспешно.

Теперь ресторан Гюсто – собственность Лингвини (тема).

Лингвини и Колетта – настоящая пара, Реми обеспечен всем.

Реми, воруя еду из ресторана, подкармливает крыс (контртема).

Лингвини зазвездился, проводит много времени перед камерами и журналистами.

Реми хочет, чтобы Лингвини рассказал про него (тема).

Жеводер звонит дератизаторам (контртема).

Антон Эго лично заявляет Лингвини, что придёт на ужин в ресторан (контртема).

Лингвини кричит на Реми, упрекая, что он на себя много берёт, говорит, что Колетта тоже умеет готовить, затем вышвыривает Реми на улицу (контртема).

Реми призывает клан крыс нагрянуть в ресторан и съесть там всю еду (контртема).

Лингвини, остыв, ищет Реми (тема).

Крысы воруют еду из ресторана (контртема).

Лингвини просит прощения у Реми (тема) , открывается ему: «Я прежде никого не разочаровывал, потому что никто от меня ничего не ждал. А теперь все ждут. Это благодаря тебе» (Самооткровение Лингвини). Внутренне (Лингвини): начинает «вылупляться истинное «Я» героя, но нарастает страх.

Лингвини понимает, что Реми привёл крыс в ресторан, вновь прогоняет его (контртема).

.

Все потеряно (мин. 1.19)

Приём «дуновение смерти» – страшный сон Лингвини: критик Эго говорит Лингвини: «Неси свое сердце, зажаренное на шампуре»

Реми, спасая Эмиля, попадает в клетку Жеводера. План B (Реми и Лингвини) провален. Жеводер предлагает Реми сотрудничество взамен на жизнь (контртема).

Антон Эго приходит в ресторан, хочет, чтобы его «сразили наповал» (контртема).

.

Душа во мраке (с 1.23 мин.)

Реми общается с призраком Гюсто:

РЕМИ. Достало притворяться, то крысой, то человеком.

ГЮСТО. Ты не притворялся никогда.

(Самооткровение Реми ).

Внутренне (Реми): «вылупляется истинное «Я» героя:

РЕМИ. Я повар, папа!

.

Переход к третьему акту (мин.)

Отец Реми и Эмиль спасают Реми из клетки.

Реми бежит в ресторан Гюсто – формируется План С.

Внутренне (Реми): герой готов лишиться всего ради правды.

V этап. Последние усилия.

.

Финал. (с 1.24 мин)

В ресторане хаос. Лингвини потерян (контртема).

Реми заходит в ресторан. Служащие хотят его убить (контртема), но

Лингвини заступается за него (тема).

ЛИНГВИНИ. Повар я никакой! Внутренне (Лингвини): «вылупляется истинное «Я» героя.

Рассказывает всю правду, что Реми готовил блюда, но повара, шокированные, уходят, даже Колетта (центральный поворотный пункт ). План B Колетты провалился.

Колетта видит книгу Гюсто «Готовить могут все» и возвращается в ресторан (Самооткровение). Внутренне (Колетта): «вылупляется истинное «Я» героя, герой готов лишиться всего ради правды. Формирует план С – помогать Лингвини и Реми.

Отец видит, как Лингвини спас Реми (Самооткровение Отца Реми).

Реми извиняется перед отцом. Отец перед ним: «Я был не прав».

Отец призывает крыс на помощь Реми (тема).

Реми, командуя крысам, готовит рататуй (тема).

Лингвини помогает Реми (план С ) - внутренне (Лингвини): герой готов лишиться всего ради правды.

Критик Эго пробует блюдо рататуй, ему нравится.

Флэшбэк – Эго вспоминает свое счастливое детство, как мама делала точно такой же по вкусу рататуй. (Самооткровение Эго ).

Кульминация – Эго хвалит Реми, пишет положительный отзыв.

По теме: Ответ: « Готовить может каждый, но лишь бесстрашные достигают величия».

.

VI этап. Последствия.

.

Заключительная сцена – Развязка (мин. 110)

Санэпиднадзор закрывает ресторан, критик Эго теряет репутацию.

Колетта и Лингвини вместе.

Но Реми, счастливый, и повара-крысы готовят еду в небольшом кафе.

Внутренне (Реми, Колетта, Эго, Лингвини, Отец Реми): путь закончен, герой нашел свою судьбу.

Последний кадр: Тихий вечер. Закат. Париж в огнях.

Способы поддержки канала: поставить лайк; сделать репост; подписаться на группу Вконтакте, на телеграм-канал; задонатить, нажав на кнопку "Поддержать". Спасибо за внимание!