Тенденция отображать в своем творчестве облик смерти, в частности на Руси, имеет не самые приятные последствия. К тому же, особой популярностью она не отличается, и даже принимая во внимание общую депрессивность соотечественников, традиция воспевания страха перед смертью у нас не в почете (чего хоть отбавляй на Западе). Было дело, обожаемый мной великий отечественный композитор Модест Петрович Мусоргский, лежа в больнице для нищих и умирая от туберкулеза, написал роковой для себя вокальный цикл, который, кстати говоря, и озаглавил без всяких намеков: «Песни и пляски смерти». Он знал наверняка, что жить ему осталось недолго, потому и решил подготовиться. Смерть он встречал с музыкой, написанной им же, в ее же честь. Через сотню лет, с ног на голову эту тему перевернули группа Наутилус Помпилиус и российский поэт, прозаик, ныне покойный, Илья Кормильцев. В песне «Иван Человеков» смерть была лишена своего устрашающего статуса и струсила перед обыкновенной решимостью главного персонажа принять свою судьбу.
Видимо, не было у свердловских рокеров, в отличие от композитора реалиста, уважения к средневековой традиции воспевания смерти. И правильно, что не было, ибо моменто море, данс макабре и иже с ними- это вовсе не про нашу честь, хотя, список культурных приношений в сторону костлявой старухи с косой, в нашей культуре перевалит за сотню. И что интересно, примеры отыщутся в самых неожиданных местах- те же«Щелкунчик» и «Лебединое озеро» давно напрашиваются на рейтинг «+18», а так же «слабонервным вход воспрещен».
Однако, ближе к делу:
Музыка и театр, как-то раз собравшись, породили оперу, балет и много еще чего. Сегодня, перефразируя фразу великого творца коммунизма, можно сказать, что самым прогрессивным искусством является кино. И вот решили как-то современная музыка и современное кино собраться и нашустрить некую невиданную доселе штуковину со смертью и любовью, с Ренатой Литвиновой и Земфирой. Получилось или нет- судить сложно. С одной стороны предлагаемый продукт наполнен любовью и добротой, с другой стороны- загробная лирика и откровенная слабость съемки и режиссуры. Про последний аспект и говорить не нужно он говорит сам за себя, но мы не формалисты и не будем сильно уж цепляться к способам изложения, ведь главное- это суть.
Беря во внимание слова режиссера, коим выступила исполнительница главной роли Рената Литвинова, можно сказать, что фильм о любви и о смерти, где вторая делает более явным ощущение первой. Пожалуй, «что имеем не храним»- мысль гораздо более близкая русскому человеку, чем идея о бренности бытия. Кто, как не наш народ во всех подробностях испытал все ужасы лишений? И волей-неволей начинаешь воспринимать любовь, как суть нашего существования на этой планете. А если этой сути лишиться? Где-то в Испании хорошо известный в ныне несуществующей стране советов пролетарский поэт Гарсиа Лорка, написал немало произведений на эту тему, а их, в свою очередь, очень внимательно прочитали две наших главных героини.
Любовь и смерть – это очень по-испански. Лорка любил на всю и умер, как герой- его жизнь прервали несколько грамм свинца- ничтожная цена за жизнь гения.
«Есть три зеркала в венском зале,
где губам твоим вторят дали.
Смерть играет на клавесине
и танцующих красит синим
и на слезы наводит глянец.
А над городом - тени пьяниц...
О, возьми этот вальс,
на руках умирающий танец.»
Гарсиа Лорка
Хотя в фильме Ренаты Литвиновой и нет явной Испании, зато есть Венеция. Венеция, увидев которую, можно спокойно умереть. Эту цитату оценят любители Томаса Манна.
Безумный карнавал захватывает нас и не на секунду не отпускает с момента, когда смерть одевает на себя корону, а потом оказывается в больничном халате в полуразрушенной клинике, когда устраивает балаган в кафе «Запределье» и вплоть до проводов своей подопечной в последний путь в желтом платье и с бокалом шампанского. Чем вам не пляска роковой женщины? Хотя, скорее всего, это вальс, по окончании которого один из партнеров рискует проститься с жизнью.
Литературные реминисценции в этом фильме достаточно богаты и при желании можно отыскать множество отсылок, однако, не забудем и про цитирование фильмов. В первую очередь, своих соотечественников чьих фрагментов здесь использовано немало, это и «Ласковый и нежный зверь» Эмиля Лотяну (момент когда пациентка придумывает, какой должна быть ее смерть), «Мне не больно» А. Балабанова (общий антураж и момент со взяткой), «Я остаюсь» К. Оганесяна, «Изображая жертву» К. Серебрянникова и еще пара точно найдется. Есть и самый близкий вариант, наших заокеанских коллег: «Знакомьтесь, Джо Блэк», но, правда, там немного о другом, кто видел или прочел описание поймет, о чем я.
Что касается музыкальной составляющей фильма, она оказалась не столь насыщенной, как хотелось бы. То ли Земфира решила себя не утруждать, то ли режиссер уж больно придирчиво отнесся к предложенному материалу. Поскольку я не большой поклонник Рамазановой- судить о ее работах я не стану, хотя песня «Дождь», прозвучавшая в конце фильма, мне очень понравилась. На титрах пустили «Любовь как случайную смерть», честно признаться, я был уверен, что мы ее услышим гораздо раньше, но в качестве послесловия она прозвучала достаточно интересно. Тем более, что песня полностью передает общее настроение фильма. После просмотра, я даже поймал себя на мысли, что Литвинова, вполне возможно, сняла историю-впечатление.
Темы поднимающиеся в «Последней сказке Риты», носят самый разный характер, от уничтожения исторической части Москвы новым непорядочным мэром, до необходимости жить, несмотря ни на что- ибо жизнь это дар. Насколько удалось донести все эти идеи, на фоне стаи ворон, косы, белых халатов, червяков трупоедов и беспорядочных половых связей главной героини- я вам не отвечу. Каждый увидит только то, что захочет увидеть.
Главным достоинством ленты я считаю её концовку, так как в ней заложена вся тайна сюжета. Пересказывать чем закончился фильм я не буду потому что, лучше один раз увидеть, чем сто раз…
Во всяком случае то, что называют катарсисом, в данном фильме присутствует в полной мере.
Резюме:
«Последняя сказка Риты» от Ренаты Литвиновой и Земфиры Рамазановой- это творение неожиданное, но судя по количеству положительных отзывов в социальных сетях, хорошо воспринятое. Скоро цитаты из фильма заполонят речи поклонников, а музыка земфира появится в аудиозаписях в социальных сетях. Ставить какую либо конкретную оценку этому фильму я не могу. А на вопрос стоит ли смотреть, однозначно отвечаю- СТОИТ!