Несмотря на юный возраст, я искренне люблю фильм "Служебный роман". Есть в нём что-то особое, чего нет в других советских фильмах. Мне нравится музыка из него, и стоит мне услышать где-то знакомую мелодию, тут же во мне просыпается желание пересмотреть этот шедевр.
Вот и пару недель назад, услышав по телевизору из соседней комнаты заглавную тему, я отложил в сторону дела и включил фильм. Просмотр, как и всегда, принёс мне удовольствие, но неожиданно для себя я обнаружил, как сильно изменилось моё отношения к главным героям. И сами герои показались мне в большинстве своём несчастными.
И начнём, пожалуй, с моего самого любимого персонажа. Строгая, собранная, ответственная, явно неглупая женщина. И, что уж скрывать, довольно привлекательная, даже без косметики и причёски. Казалось бы, у неё есть всё, что нужно человеку: солидная должность, квартира, личный водитель (если я правильно понял), деньги, связи. Но она тем временем является самым несчастным героем комедии. И дело даже не в том, что подруга отбила у неё молодого человека, а она сама осталась в одиночестве, а в том, к чему её привело сближение с Новосельцовым Анатолием Евремовичем.
К слову, меня всегда удивляла характеристика, которую дала Верочка Калугиной. Людмила Прокофьевна ходит ровно, с прямо спиной, довольно элегантно ставя ноги. А если сравнить с той же Рыжовой, которая явно косолапит (что заметно в сцене, где она спешит на электричку), так Калугина вообще модель на подиуме. Но, что тут скрывать, преображённая Калугина выглядит моложе, чем в своём повседневном образе. И очень жаль, что такая эффектная и сильная женщина оказалась в отношениях с неприметным и слабым Анатолием Новосельцевым.
Людмила Прокофьевна определённо опережает Новосельцева "в развитии": что в карьере, что в характере. Рядом с собранной и спокойной Калугиной появляется мямлящий и блёклый Новосельцев, который, по сути, ничего из себя не представляет в свои ~сорок лет. У него на шее двое детей, которых он с трудом содержит, сбежавшая жена (и, думаю, её можно понять), работа, к которой он относится с долей скептицизма, если внимательно послушать его вступительный монолог. Наверное, тут ещё негативную окраску герою вносит сам актёр, к которому у меня, пусть и необъяснимая, но неприязнь. Признаюсь, я не могу понять, как в этом жалком существе Калугина смогла разглядеть что-то, стоящее её внимания и любви. Отвратительная сцена, устроенная им в квартире у Самохвалова, не менее мерзкое поведение в кабинете у Калугиной (момент с очками на ботинке совершенно отбил у меня какую-либо симпатию и сочувствие к данному персонажу), трусость и неспособность сказать правду - вот "сильные" стороны Анатолия Ефремовича. В итоге, сделав наконец шаг, Новосельцев с Калугиной уезжает "в закат", а у меня в голове играет свадебный марш. Но я уже не верю в счастье новообразовавшейся семьи. Людмила Прокофьевна рано или поздно устанет от мужа, который вряд ли перестанет быть тряпкой. Будучи его директором, она и дома, скорее всего, будет руководить мужем. А Новосельцев... Его, похоже, всё будет устраивать. А возможно, он даже расслабится и перестанет как-либо развиваться. А зачем? Ведь жена директор, она и по карьерной лестнице продвинет, и семью обеспечит, и план составит на ближайшие года. Безынициативный Анатолий Ефремович тоже несчастен. И его несчастье заключается как раз в его характере (если не в отсутствии). И в реальной жизни он бы через пару лет опять остался бы один, только на этот раз уже окончательно. Что же касается Людмилы Прокофьевны, брак с Новосельцевым вряд ли сделает её по-настоящему счастливой. Через пару месяцев эйфория схлынет, розовые очки покроются трещинами, и через них она увидит далеко не радужную картину.
Не поверите, но с Людмилой Калугиной я вижу никого иного, как Юрия Самохвалова, а точнее личность его типажа. Он и успешен, и уверен в себе, и знает своё дело (абы кто вряд ли бы достиг таки высот).
Выскажу непопулярное мнение, но я не считаю его негодяем. Пожалуй, его нельзя назвать несчастным человеком, но упомянуть его непременно стоит. Он успешен, и об этом свидетельствуют и его карьера в Швейцарии, и блок "Мальборо", который он с лёгкостью вручает секретарше Верочке, и машина, и квартира, и красавица жена. Амбициозный и уверенный в себе, он затмевает тусклого Новосельцева. По сюжету они ровесники, но Юрий Григорьевич выглядит куда презентабельнее и свежее Анатолия Ефремовича. В Самохвалове ключом бьёт энергия, он общителен и приветлив. А какие у него манеры! На протяжении почти всего фильма он мягко пытается избавиться от настойчивых знаков внимания бывшей любовницы, при этом ни разу не сорвавшись на грубость. И даже на едкое замечание Рыжовой, мол, она салат готовит куда лучше его жены, он не реагирует, хотя я бы на его месте много чего наговорил настырной женщине. И мне искренне жаль этого персонажа за то, что в итоге вся неприязнь зрителя обрушивается на него. Конечно, рассказывать о личных письмах не самый лучший поступок, но выхода другого у него уже не было. Согласитесь, когда женщина на просьбу перестать ему писать отвечает, "что она разовьёт тему его сильных сторон в следующем письме", бессилие толкнёт и не на такое.
И вот мы добрались до неё... Наверное, это самый отвратительный персонаж для меня, который перебивает даже тряпку Новосельцева. Ольга Петровна Рыжова, Оля, как её называет Новосельцев, является подругой Толи и бывшей любовницей (думаю, это слово можно к ней отнести) Самохвалова. Насчёт её качеств как подруги я промолчу (один её комментарий на жалобу друга, что не хватает денег на ботинки сыну чего стоит).
Да, она тоже несчастный человек. Несчастна она потому, что не может смириться с реальностью и распрощаться с прошлым. Казалось бы, у неё есть муж и сын, своя квартира (насколько я знаю, это по тогдашним меркам было большим плюсом), работа, друг со студенческих времён. И жила она себе спокойной и размеренной жизнью, пока не появился Юрий Самохвалов. И тут у нашей героини и просыпается вдруг чувство, которое ну никак не может контролироваться. Ещё бы! Ведь у бывшего любовника, у которого как-то не хватило денег на мороженое, теперь и статус, и деньги, и недвижимость. Как же тут не начать строить ему глазки, строчить любовные письма и не отзываться с пренебрежением о кулинарных способностях красавицы-жены Юры. Конечно, Ольгу можно понять. Всё же в сорок лет женщина имеет право мечтать о прекрасном принце зам директора на белом коне волге. Но всему есть свои пределы. Можно поностальгировать, можно написать одно письмо, можно позвать на прогулку. Но нужно вовремя понять, что человеку это не нужно. Рыжова настолько слепо поддаётся своему желанию вернуть Юру, что не замечает, как хихикает над ней Верочка, как шушукаются коллеги, как Юрий пытается избавиться от её внимания. А ведь не будь Самохвалов так успешен, она бы и не обратила на него внимания. Она даже не сразу понимают, о каком Юре говорит Новосельцев, когда сообщает о новом зам директора. И обнародованные письма послужили ей хорошим уроком, который она, надеюсь, усвоит. С такими тётками, которые не понимают ни слова, ни аморальность своего поведения, только так и бороться. Никакое благородство тут уже не поможет, увы.
Должен быть вывод...
А вывод я сделаю такой: чем глубже анализировать произведения (будь то фильм или роман), тем больше мелочей ты можешь заметить. Так, комедия о забавном и мягком Новосельцеве, который полюбил "старую мымру" начальницу, и подлеце Самохвалове, опозорившем несчастную Оленьку превратилась для меня в фильм про несчастных людей, которые вынуждены взаимодействовать друг с другом.