Зачастую люди не стремятся контролировать свои эмоции и чувства, что приводит к негативным последствиям конфликта.
Чтобы достичь удовлетворяющего обе стороны конфликта результата нужно уметь договариваться. Для этого необходимо стремиться к сотрудничеству.
Сотрудничество - одна из стратегий поведения в конфликте. Оно подразумевает под собой диалог, где стороны уважительно относятся друг к другу.
Несколько рекомендаций из книги Р. Фишера, У. Юри «Путь к согласию, или Переговоры без поражения»:
- Не ведите позиционный торг, он неэффективен;
- Определите ИНТЕРЕСЫ, а не ПОЗИЦИИ;
- Интересы определяют проблему;
- Делайте разграничения между участниками переговоров и поставленной проблемой (люди -не равно- проблема);
- Осознайте свои чувства и чувства другой стороны;
- Не реагируйте на эмоциональные проявления;
- Говорите так, чтобы Вас поняли;
- Используйте объективные критерии;
- Не давите и не поддавайтесь давлению;
- Изобретайте взаимовыгодные варианты.
Для достижения конструктивной цели нужно научиться отделять эмоции от сути проблемы.
«Плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество строится на взаимном уважении и доверии друг к другу» — Андерс Фог Расмуссен (датский политик, премьер-министр Дании 2001-2009 гг.).