Здравствуйте!
Из названия статьи понятно, о чем пойдет речь. Конечно же о новоделе Первого канала «Угрюм-река». Скажу сразу – я посмотрел первую серию и этого вполне хватило. Многие скажут: ну вот, нашелся очередной диванный эксперт. Фильм не смотрел, а критикует. А вот и критикую! Это мое мнение и я его никому не навязываю. Соглашаться или нет – это дело читателей.
Прежде всего скажу, что я сам сибиряк, родился и живу в Иркутской области, так что тематику знаю изнутри. Предки моей матери жили в Сибири с 19 века, а предки отца чуть ли не со времен Ермака Тимофеевича. Слава богу, что каким-то чудом сохранились церковные книги сельского прихода и все подтверждается документально. Также я точно знаю, что по линии отца в роду были браки с местным населением – тунгусами (ныне эвенки). Двухтомник Шишкова я прочитал давным - давно, еще в юности. Книги подарили моей ныне покойной маме на день рождения и они до сих пор стоят на моей книжной полке как самые любимые. И четырёхсерийный фильм 1968 года смотрел не один раз. Попутно замечу, что экранизацию 1968 года осуществила Свердловская киностудия. Не «столичные» монстры типа Мосфильма, Ленфильма или Довженко, а именно провинциальная по сути Свердловская киностудия. И получился шедевр в истинном смысле этого слова. Это еще больше подчеркивает глубину нынешнего кризиса российского кинематографа. Ведь новую экранизацию сделал федеральный Первый канал, который не ограничен ни в средствах, ни в возможностях.
Угрюм-река – это условный собирательный географический образ, созданный Шишковым. Однако практически все сходятся во мнении, что речь идет о реке, протекающей по территории нынешних Красноярского края и Иркутской области. По описанию в романе это не похоже на большие и полноводные Енисей, Ангару или Лену. Более подходят Витим, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска и т.д. Но это не принципиально. Самое главное – это Восточная Сибирь. Именно поэтому вызывает удивление тот факт, что фильм снимали где угодно, но только не в Сибири: Москва, Подмосковье, даже Республика Беларусь (!!!). Чем это можно объяснить, не понимаю. По крайней мере, натурные сцены можно и нужно было снимать именно в Сибири. Ведь принципы правдивости и натуральности еще никто не отменял. Здесь еще, слава богу, полно заповедных уголков с нетронутой природой. И эвенки до сих пор кочуют по тайге, хотя их численность очень сильно сократилась. Может это экономия бюджета фильма? Я думаю, что прикормленный государством Первый канал финансовых проблем не испытывает в принципе. Сколько попросят, столько и дадут. Возникает версия, что избалованные и зазвездившиеся актеры и съемочный персонал (да-да, избалованные и зазвездившиеся, я не оговорился) просто отказались от сомнительной перспективы длительное время проживать в явно не пятизвёздночной гостинице какого-нибудь захолустного провинциального сибирского городка и кормить на натурных съемках действительно злых и прожорливых сибирских комаров и мошку. Кстати, о захолустье. Сибирь, о которой Михайло Ломоносов говорил свою знаменитую фразу, медленно, но верно пустеет и умирает. Это официальные данные. Население большинства сибирских регионов сокращается уже много лет подряд. При этом на юге имеется энергичный, быстроразвивающийся, мотивированный и богатый сосед под названием Китай, в котором в школьных учебниках по географии Байкал называется китайским северным морем. Но это так, к слову. Просто за державу обидно.
Идем далее. Почему я посмотрел всего одну серию? Да потому что типаж и фактура исполнителей главных ролей явно не соответствую специфике и стилю литературного произведения и собственно фильма и это сразу бросается в глаза. Особенно на фоне экранизации 1968 года. Я понимаю, что это будет определенным хамством с моей стороны, но я скажу. Вполне возможно, что через некоторое время Первый канал по коньюнктурно-патриотическим соображениям снимет сериал об «их нравах», а именно о нелегкой жизни путан «славного» голландского города Амстердам. Вот в этом сериале Юлия Пересильд в главной роли будет смотреться очень органично. Но только не в роли гордой красавицы-сибирячки рубежа 19-20 веков. Я извиняюсь перед актрисой и совсем не хочу её обидеть. Для того, чтобы правдиво сыграть путану, тоже нужно большое актерское мастерство. Но в данном случае все предельно очевидно. Типаж Юлии и ее актерский стиль совершенно не подходят образу Анфисы Козыревой. Про остальных актеров можно сказать то же самое. Ибрагим-оглы Ярополка Лапшина (Гиви Тохадзе) – это действительно настоящий южный бешеный темперамент и огонь в глазах на фоне сибирского снега. А как мастерски передана его эмоциональная речь с выраженным кавказским акцентом. Образ Ибрагима-оглы в фильме Лапшина запоминается на всю жизнь. В новом сериале это просто банальный и довольно безликий персонаж, который сразу после просмотра вылетает из памяти.
У нас огромная страна. И в разных регионах всегда есть свой особый колорит. Я чувствовал этот колорит когда бывал на Кубани, на Алтае, на Русском Севере, в Питере и Москве. В Сибири местного колорита тоже более чем хватает. Достаточно сказать, что здесь никогда не было крепостного права и свободные люди, которые после переселения умудрялись выжить в здешних экстремальных природных условиях всегда отличались особым сибирским характером. В экранизации 1968 года этот колорит и этот характер переданы безупречно и их чувствуешь буквально кожей. В новом же сериале всё «средне-статистическое» и не более того.
Многое можно ещё написать. Хотя бы о родственных и не только родственных связях кое-кого с кое-кем. Но не будем об этом. Пора закругляться. В заключение хочется сказать вот что. Неужели нашим нынешним российским киношникам не надоела сомнительная практика делать из лучшего еще более лучшее. Ведь давно доказано, что такие попытки заканчиваются прямо противоположным результатом. Вспомним хотя бы «улучшенные и модернизированные» «Тихий Дон» и «А зори здесь тихие» (список можно продолжать). Неужели не понятно, что есть множество советских фильмов, которые улучшить невозможно в принципе. Зачем их трогать? Понимаю, что вопрос скорее риторический. Это просто бизнес и не более того. Ну а Константин Эрнст - «успешный менеджер» современного российского кинематографа. Деньги государственные, работа проделана, реклама прокручена, эфирное время заполнено, галочка в отчетах поставлена, вознаграждение (и явно очень немаленькое) получено. Что еще нужно для счастья!?
Спасибо всем, кто прочитал до конца. Очень жду комментариев. И очень советую – прочтите книгу! Получите настоящее удовольствие.