«И была сеча лютая и великая…»
Не сосчитать, сколько уже «копий сломано», при обсуждении вопроса о месте, составе, численности войск и причин самой битвы на поле Куликовом. Такое ощущение, что эти дебаты ведут чуть ли не прямые участники тех событий или по меньшей мере их летописцы. А между тем, все ссылаются, как на истину в последней инстанции, на письменные источники, такие как «Сказание о мамаевом побоище», «Задонщина», летописи.
Но кто вам сказал, что все они содержат исключительно достоверную, правдивую информацию? Кто сказал, что написаны они сразу после известного события, а не 200 – 300 или даже 400 лет спустя? Официальная наука? Нет, если такой ответ кого-то устраивает, если вы всему написанному верите на слово, то никто с вами спорить не собирается. Это ваше право так считать. А что делать тем, кто с этим не согласен? Тем, кто допускает, что любые письменные источники МОГУТ содержать в себе ошибочные, не достоверные сведения?
В этом случае, остаётся только лишь одно – начать «плясать от печки». Необходимо отталкиваться от того, что осталось неизменным на протяжении веков, что невозможно фальсифицировать, исказить сознательно или не преднамеренно. И только потом, к этому фундаменту, добавлять из письменных источников ту информацию, которая не будет противоречить базовым позициям.
Есть ли у нас что-то, что может быть этой «печкой»? Да, конечно. И это вполне может быть следующее утверждение –воинов, погибших на поле битвы, хоронили на месте сражения или рядом с этим местом.
Надеюсь, спорить с этим никто не будет. Итак, начнём.
«Свято место пусто не бывает» - эта знаменитая поговорка, на самом деле передаёт простую мысль о том, что места, на которых произошли знаменательные события, не остаются забытыми, о них помнят, и в память о них на Руси ставили церкви(храмы), соборы, монастыри.
А если мы говорим о таком знаменательном событии как Куликовская битва, которая оказалась очень значимой для Руси, то место, где она проходила, обязательно должно было быть увековечено.
Вот давайте мы и попробуем найти такие места.
Первое, о чём вспомнят очень многие –это Храм Всех святых на Кулишках
Храм расположен в г. Москве, по адресу: Славянская площадь дом 2.
Храм -памятник воинской славы. Храм Всех святых на Кулишках был заложен святым Дмитрием Донским в память о победе на Куликовом поле в 1380 году .
В ходе археологических раскопок 1978-1979 годов, под спудом (основанием) храма были найдены четыре яруса погребений в дубовых долбленых колодах.
Вот как выглядят такие долблёные колоды:
Книга: "Святыни древней Москвы" сообщает: "Особой популярностью у русских воинов пользовалась в Москве церковь Всех Святых на Кулишках, поставленная в честь победы на Куликовом поле (1380г.), где были похоронены 100 героев Мамаева побоища." Данную информацию авторы этой книги почерпнули из трудов М.И. Александровского и Н.А.Найденова.
Итак, данный храм указывает на точное место Куликовской битвы. Это территория современной Москвы (Славянская площадь). А есть ли иные свидетельства, которые подтверждают этот вывод? Да, есть и их достаточно много.
Совсем недалеко находим другие места захоронения:
Спасо-Андроников монастырь
Основан Андроников монастырь в 1357 году. Здесь, по преданию, были захоронены русские воины павшие в сражении на поле Куликовом.
Старо-Симонов монастырь
Точная дата основания монастыря неизвестна. Возможно, первая обитель возникла здесь еще во времена великого князя Симеона Гордого.
История начинается со Старого Симонова монастыря, который основан с согласия и благословения митрополита Алексия и великого князя Дмитрия Ивановича Донского .
Его основателем считают племянника и ученика Сергия Радонежского Федора Симоновского – духовника Дмитрия Донского, впоследствии архиепископа ростовского.
Кстати, именно здесь находятся могилы Александра Пересвета и Андрея Осляби . Вот как они выглядит сейчас:
Если московские Кулишки (Славянская площадь) действительно место сражения, то обязательно должны быть иные храмы, церкви, имеющие отношение к воинской славе. Давайте поищем их. И поможет нам в этом карта и книга «Сорок сороков». В карте указаны как снесённые, так и все действующие храмы на территории современной Москвы.
Какие храмы на Руси ставились в ознаменование воинской доблести?
Это были храмы Иоанна Воина, Спаса Нерукотворного, Георгия Победоносца.
На предполагаемом месте сражения, рядом с Храмом Всех святых на Кулишках, находим:
- храм Спаса в Голенищах . Лубянский проезд, 17, снесена
- храм Георгия Победоносца . Лубянский проезд
- храм Георгия Победоносца на псковской горке . (Варварка,12)
Далее. Всем известно, что в стане воинов Дмитрия Донского был список с иконы Владимирской иконы Божией Матери, которая после битвы стала Донской иконой Пресвятой Богородицы.
Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком. В день Куликовской битвы (8 сентября 1380 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы) икона находилась среди русского войска, подавая ему помощь.
Слева – Донская икона Пресвятой Богородицы
Справа –Владимирская икона Божией Матери
Если данная гипотеза верна, то место, где она находилась во время битвы, обязательно должно быть увековечено.
Оказалось, что была одна-единственная церковь Владимирской иконы Божией Матери . Располагалась она по адресу Никольская улица,14. Сейчас её нет, снесена. Современная Никольская улица оканчивается домом №12. Церковь была там, где сейчас Лубянская площадь.
«Свято место пусто не бывает» - вот где была икона во время битвы, вот на том месте и поставили церковь. Это и есть место откуда осуществлялось руководство войсками Дмитрия Донского.
Именно на этом месте в 1395 году произошло сретение (встреча) иконы Владимирской Богоматери. Икона была доставлена из г. Владимир, где тогда и находилась.
Мало кто знает, что изначально улица Никольская называлась Сретенкой. Название своё она получила в честь события, произошедшего в 1395 году и только после окончания строительства Сретенского монастыря , была переименована в Никольскую .
А что стало с ранеными во время битвы? Ведь их где-то надо было лечить. Может и эти места как-то отмечены? Это уже не кажется мистикой, но все без исключения действительно старые храмы святых целителей Пантелеймона, Космы и Дамиана, находятся вокруг Куликова поля. Судите сами:
- церковь Пантелеймона у Яузских ворот , снесена.
- церковь Пантелеймона на Кулишках , снесена.
- церковь Пантелеймона на Никольской , снесена.
- церковь Космы и Дамиана в Шубине . (Столешников переулок), снесена.
- церковь Космы на Малоросейке . снесена.
- церковь Космы в старых Панях . Старопанский переулок, снесена.
- церковь Космы и Дамиана , улица Гончарная 20, снесена.
- церковь Космы и Дамиана, улица Гончарная 26-32, снесена.
- церковь Космы и Дамиана в Кадашах , улица Полянка 4 , снесена.
- церковь Космы и Дамиана в Нижних Садовниках , Садовническая улица, снесена.
Но и это ещё не всё. В память о своих погибших отцах, мужьях, сыновьях, братьях, стали строить:
Богородице-Рождественский женский монастырь (Девичий монастырь)
Располагался в юго-восточной части современного Кремля, на рву. Его основала в 1386 году княгиня Мария, мать героя Куликовской битвы серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, чьи действия на поле боя решили благополучный исход великого сражения. Монастырь был построен для вдов и сирот воинов, погибших на поле Куликовом. Девичий монастырь простоял на территории Кремля до 1484 года.
Вознесенский женский монастырь в Кремле , 1386 год
Монастырь построила княгиня Евдокия, жена великого князя Дмитрия Донского.
А почему именно там строили? Да ещё сразу два женских монастыря! Ответ прост - рядом были могилы их родных!
Дорога, по которой они ходили к Храму, впоследствии стала улицей и называлась она изначально Всехсвятской , потому что шла от монастырей к Храму Всех святых на Кулишках . На кладбище шла эта дорога. Кстати, скорее всего, это и есть первая улица в будущей Москве.
А это Всехсвятские ворота, которые были в Китайгородской стене ещё в 30-е годы прошлого столетия
После строительства на Всехсвятской удице Храма Варвары Великомученицы (1514 год), её переименовали и теперь мы её знаем под названием Варварка .
Список церквей и монастырей, которые имеют прямое отношение к Куликовской битве и расположены недалеко от того места, где она произошла, можно продолжить. Но я намеренно не буду это делать, предлагая вам самостоятельно поискать их. Скажу только, что по церквям можно отследить даже место сбора русских войск и их движение к месту битвы.
Для объективности картины, такую же работу проведите по отношению к полю Куликову в Тульской области. Если это действительно поле брани, то «свято место…..»
На канале "Семь Заветных Струн" вы найдёте другие публикации о нашем прошлом. Читайте, вам будет над чем задуматься.