Внимание! Рекап - подробное описание каждой серии. В рекапах полно спойлеров, они пишутся по свежим следам и предполагают дальнейшее обсуждение. Если вы еще не смотрели серию, не читайте этот рекап, чтобы не портить себе впечатление.
Чрезвычайно сильная по эмоциональному накалу серия, где сразу несколько персонажей переживают катарсис.
Уббе (Джордан Патрик Смит), Торви (Джорджия Хёрст), Отер (Рэй Стивенсон) и десяток их соратников высаживаются на берега новой, неизведанной земли. Да, эта местность похожа на идеальную «Золотую Землю», которая являлась Отеру в видениях. В отличие от холодной бесплодной Гренландии новонайденная земля покрыта лесами и реками, наполнена растениями и животными для пропитания. Гостеприимное место, обещающее изобилие для поселенцев. Путешественники с благоговением и восторгом исследуют огромный новый мир, раскинувшийся перед ними, а вместе с ними и мы, зрители. Пока мужчины спорят, с какой высокой целью Бог или боги даровали им эту землю, Торви с младенцем на руках практично замечает: «Мы живы, и это главное». Она же предлагает как можно скорее принести жертву, чтобы возблагодарить богов за щедрость. Торви – просто моя героиня последнего сезона, непотопляемая, несгибаемая, спокойная как удав. Она всегда служит голосом разума в компании экспрессивных викингов. Языческие скандинавские ритуалы Хёрст показывает в сериале с особой любовью и часто, в отличие от раннехристианских служб в Англии. На взгляд шоураннера, скромные католические причастия хлебом и вином проигрывают в зрелищности жестоким жертвоприношениям с дальнейшим распитием крови животного. Примечателен диалог Уббе и Отера у костра. «Интересно, действительно ли боги здесь, в этом новом мире?» – размышляет Уббе. «Возможно, но в другой форме» - отвечает Отер. «Это странная идея, даже пугающая» - замечает Уббе. «Ты прошел весь этот путь, чтобы найти что знакомое, сын Рагнара? Стыдись!» - сурово отчитывает христианин своего собеседника. Отер делает упрек, что этим страхом Уббе отличается от Рагнара, нам опять указывают на некую параллель между Отером и Ательстаном, монахом и другом Рагнара, убитым Флоки давным-давно. Однако, мне кажется, что Уббе не столько боится, сколько размышляет о тех непонятных вещах, что ждут его на пути. Он готов принимать новое, готов меняться. Из всех сыновей Рагнара Уббе – настоящий философ.
Но не все так безмятежно для скандинавских поселенцев в Новом Мире. Во время своих вылазок викинги обнаруживают, что они здесь не одни. Местные племена уже в курсе о прибытии чужаков, но пока держатся в стороне, выжидают. Миролюбивый Уббе предлагает оставить подарки потенциальным врагам. В качестве подношений служат пара бус, гребень, топор самого Уббе и еще какая-то мелочь. Проведя ночь в страхе от воя то ли волков, то ли людей, поселенцы обнаруживают на том же месте аналогичные презенты от местных: украшения, детскую погремушку, каменный топор взамен железного. Уббе и Отер решают выдвинуться на поиски местного поселения. Возможно, это было ошибкой. Они находят деревню, где их встречают недружелюбно настроенные индейцы с копьями в руках.
Теперь можно порассуждать, что за новую землю открыли норвежцы и какое именно племя индейцев им повстречалось. Согласно двум исландским сагам: «Сага об Эрике Рыжем» и «Сага о гренландцах» - викинги действительно были первыми европейцами, высадившимися в Северной Америке. Новое место жительства они назвали Винландией (страной пастбищ), и скорее всего, имеется в виду остров Ньюфаундленд (Канада). На этом острове обитали племена беотуков и микмаков. Беотуков европейцы прозвали «красными индейцами» за то, что те наносили на лицо и тело боевой раскрас из охры. Отсюда и пошел термин «краснокожие». Микмаки же одно время находились в союзе с беотуками, но потом в ходе войны между племенами оттеснили последних с части земель. Беотуки вымерли в первой половине XIX века в результате европейской колонизации Америки. Микмаки до сих живут в тех местах, их численность около 40 тысяч человек. Скорее всего, Уббе повстречал именно микмаков.
Перенесемся в Англию. Король Альфред (Фердия Уолш-Пило) похоже внял страстному монологу своей жены Эльсвит (Рошин Мёрфи). Ему надоело «заключать сделки с дьяволом». Он готов сражаться до последнего, несмотря на слабое здоровье (Эльсвит сообщает монахине, что у короля «сонная болезнь», хотя современные историки сходятся во мнении, что Альфред страдал болезнью Крона). Король стрижет волосы, превращаясь из благочестивого правителя в яростного военачальника, защитника христианской веры и английской земли. Именно в этой серии мы видим начало становления Альфреда Великого, не просто короля Уэссекса, а правителя, объединившего разрозненные королевства в единую Англию. Еще мальчишкой он сыграл в шахматы с юным Иваром (Алекс Хег Андерсен) и обыграл его. Но и сын Рагнара не так прост, он готов совершить реванш, используя знания о стратегии, полученные от отца, а также природную хитроумность.
Ивар стремится, что называется, «плюнуть в вечность». Он уверен в собственном великом предназначении, но за этим таится экзистенциальный страх смерти. Он боится и негодует, что имя легендарного Рагнара постепенно забывается. Сам Ивар хочет жить вечно в сагах и легендах, в душах будущих викингов через сотни лет. К сожалению, в отличие от своего отца за его устремлениями не стоит ничего, кроме жажды славы. Рагнар стал легендой не потому, что просто совершал успешные набеги, устрашая англичан. Им двигал жгучий интерес ко всему новому. Он интересовался чуждой для себя культурой, изучал английский язык, мечтал о том, что когда-нибудь скандинавы заселят британские острова и построят великие города. Взгляд Рагнара был устремлен в будущее. Если провести аналогию, то Стив Джобс стал миллиардером и культовой фигурой не потому, что стремился заработать много денег. Он хотел создать уникальный продукт, мечту.
Зрительские опасения подтверждают и слова Хвитсерка (Марко Ильсё): «Брат, твои глаза стали темно-синими. Еще с детства это значило, что в такие моменты ты можешь навредить себе». Примерно то же говорит и воображаемый Провидец (Джон Кэвэна), с которым Ивар ведет беседы у себя в голове. Судьба Ивара известна, но не несет в себе ничего хорошего.
Однако пока Ивар бодр и вынашивает планы, как победить английское войско. «Мы превратим их в калек» - ухмыляется он. Что бы это ни значило.
Самая неинтересная сюжетная линия по-прежнему происходит в Каттегате. Ингрид (Люси Мартин) взяла власть в свои руки при слепом Эрике (Эрик Джонсон). Ее высокомерие и новообретенная властность показывают, что Ингрид не так умна, как ей кажется. После совета с лордами, где Ингрид фактически отстраняет Эрика от управления государством, викинг догадывается о ее причастности к его слепоте. Он обещает рабу свободу в обмен на убийство Ингрид. Непонятно, насколько успешным будет его коварный план. Раб выглядит слишком напуганным, чтобы хладнокровно убить королеву.