Все родители, конечно же, любят своих детей и стараются всячески оберегать их от разных неудач, предупредить об опасностях, к которым могут привести неправильные действия ещё неопытного ребёнка. Но в этом ли заключается любовь? Нет! Так родители заботятся о себе, о своих чувствах. Ребёнок упадёт, поднимется и пойдёт дальше; подерётся, помирится и забудет. А родители будут корить себя за то, что не доглядели, не предусмотрели, не предупредили. Это боязнь собственных будущих переживаний. Такое токсичное желание уберечь ребёнка от любых невзгод приводит только к тому, что ребёнок развивается медленно, становится нерешительным и неумелым человеком. Дайте ребёнку свободу (свободу выбора, свободу действий, свободу от вашей чрезмерной опеки) и вы вырастите замечательного человека.
Как же подарить свободу и приучить к самостоятельности ребёнка с самого раннего возраста?
В первые дни, когда вы только приехали домой с малышом из роддома, естественно, ребёнку необходима близость с мамой. Ведь всё вокруг для него ново и незнакомо. Но как только вы начнёте замечать, что малыш, проснувшись, может полежать без вас хотя бы несколько минут, дайте ему такую возможность. Не бегите к нему, сломя голову, как только он проснулся или закряхтел (если только он не плачет).
Когда малыш начнёт хорошо видеть, позвольте ему разглядывать всё вокруг, а не только вас. Ведь когда вы рядом, всё его внимание сосредоточено на вас. Повесьте какие-нибудь яркие игрушки или предметы в его поле зрения. А лучше расположите его спальное место так, чтобы оттуда было видно разные предметы в комнате (будь то: ваза на столе, картина на стене, люстра, фотографии на полке и т.д.). Пусть иногда изучает их без вашего участия. Так и ребёнку будет полезнее, и для родителей на несколько минут больше свободного времени.
Следующий шаг, когда ребёнок начнёт переворачиваться и лежать на животике, располагайте недалеко от него те же яркие игрушки или предметы с яркими изображениями. Их должно быть несколько. Пусть ребёнок сам выберет, что ему интересно. Таким образом теперь вы даёте вашему чаду свободу выбора.
Постепенно, по мере взросления ребёнка, увеличивайте время пребывания его наедине с собой. Когда ребёнок не спит, на некоторое время уходите из его поля зрения. САМЫЙ ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ в том, чтобы вы возвращались к ребёнку до того, как он начнёт плакать. Тогда у него установится понимание, что мама или папа могут отойти, но обязательно вернутся.
Когда я родила своего первого ребёнка, мне казалось, что с ним надо постоянно разговаривать и что-нибудь обсуждать, обращать внимание на него почти всегда, когда мы рядом. Теперь же я уверенна, что сильно ошибалась в данном вопросе. Мой сын подрос и явно сильно ко мне привязан. Эмоциональная связь между детьми и родителями безусловно нужна, но она должна быть умеренной.
Когда же ребёнок начнёт ползать (а потом и ходить), дайте ему свободу действий. Мы, родители, всегда боимся, что наш малыш где-нибудь ударится, прищемит пальчик, упадёт. Задача любящих родителей в том, чтобы исключить угрожающие здоровью ситуации (например, закрыть розетки заглушками, убедиться, что со стола или подоконника ничего не может упасть, и что в зоне досягаемости нет каких-нибудь вредных веществ). Но это не значит, что надо закрывать все ящики на липучки или обкладывать все углы подушками. Ребёнок быстрее научится обходить препятствия (например, в виде углов), если иногда будет с ними встречаться.
И самое важное, что родители могут сделать для становления самостоятельной и уверенной личности своего ребёнка, - это дать ему свободу выбора действий и реакций в общении с другими детьми.
Привожу примеры. Начнём с самой элементарной ситуации, когда дети играют на площадке каждый со своими игрушками. И вдруг один из них отбирает игрушку у другого. Мамы и папы обычно очень переживают в таких ситуациях. Ведь их чадо обидели. Значит надо обязательно вмешаться и восстановить справедливость. Но не спешите предпринимать какие-либо действия, сначала понаблюдайте. Если дело не доходит до драки, пусть детки самостоятельно решат, как дальше развиваться событиям.
Второй пример. Приходим мы с детьми куда-нибудь и обязательно побуждает их к общению с другими людьми (будь то их сверстники или взрослые), произнося: "Поздоровайся", "Скажи привет", "Познакомься и предложи играть" и т.п. Освободите ребёнка от такого своего навязчивого желания приучить его к обществу, к построению социальных связей. Лучше личным примером покажите, как это происходит. Поздоровайтесь сами, сами начните разговор. А ваш сын или дочь пусть самостоятельно решит, нравится ли ему этот человек, хочет ли он с ним здороваться, общаться, играть.
И в более взрослом возрасте дайте вашему ребёнку свободу размышлять и принимать решения. В любой ситуации, особенно сложной (например, когда произошёл конфликт со сверстниками или произошла какая-либо неудача в учёбе, физических достижениях, да что угодно). Не размусоливайте ему, почему так вышло, и что теперь с этим следует делать, как исправить. Вместо этого направьте его в нужное русло, задавая правильные вопросы. Спросите: "Как ты думаешь, почему Вася так поступил?", "Как ты считаешь, что ты можешь сделать, чтобы исправить это?" и т.п. Так вы научите его самостоятельно решать сложные ситуации, которые будут встречаться на всём его жизненном пути.
Желаю всем родителям мудрости и терпения, и чтобы ваши дети росли самостоятельными, решительными, развитыми и успешными.