Найти в Дзене
EXTRAMAMA

Самое лучшее, что вы можете дать ребёнку - это свободу.

Как с самого раннего возраста подарить ребёнку свободу выбора, свободу действий, свободу от вашей чрезмерной опеки и вырастить самостоятельного, успешного человека.

Все родители, конечно же, любят своих детей и стараются всячески оберегать их от разных неудач, предупредить об опасностях, к которым могут привести неправильные действия ещё неопытного ребёнка. Но в этом ли заключается любовь? Нет! Так родители заботятся о себе, о своих чувствах. Ребёнок упадёт, поднимется и пойдёт дальше; подерётся, помирится и забудет. А родители будут корить себя за то, что не доглядели, не предусмотрели, не предупредили. Это боязнь собственных будущих переживаний. Такое токсичное желание уберечь ребёнка от любых невзгод приводит только к тому, что ребёнок развивается медленно, становится нерешительным и неумелым человеком. Дайте ребёнку свободу (свободу выбора, свободу действий, свободу от вашей чрезмерной опеки) и вы вырастите замечательного человека.

Как же подарить свободу и приучить к самостоятельности ребёнка с самого раннего возраста?

В первые дни, когда вы только приехали домой с малышом из роддома, естественно, ребёнку необходима близость с мамой. Ведь всё вокруг для него ново и незнакомо. Но как только вы начнёте замечать, что малыш, проснувшись, может полежать без вас хотя бы несколько минут, дайте ему такую возможность. Не бегите к нему, сломя голову, как только он проснулся или закряхтел (если только он не плачет).

Когда малыш начнёт хорошо видеть, позвольте ему разглядывать всё вокруг, а не только вас. Ведь когда вы рядом, всё его внимание сосредоточено на вас. Повесьте какие-нибудь яркие игрушки или предметы в его поле зрения. А лучше расположите его спальное место так, чтобы оттуда было видно разные предметы в комнате (будь то: ваза на столе, картина на стене, люстра, фотографии на полке и т.д.). Пусть иногда изучает их без вашего участия. Так и ребёнку будет полезнее, и для родителей на несколько минут больше свободного времени.

Следующий шаг, когда ребёнок начнёт переворачиваться и лежать на животике, располагайте недалеко от него те же яркие игрушки или предметы с яркими изображениями. Их должно быть несколько. Пусть ребёнок сам выберет, что ему интересно. Таким образом теперь вы даёте вашему чаду свободу выбора.

Очень часто детей больше интересуют не игрушки, а какие-нибудь простые вещи, например: массажная щётка, бумажная салфетка...
Очень часто детей больше интересуют не игрушки, а какие-нибудь простые вещи, например: массажная щётка, бумажная салфетка...

Постепенно, по мере взросления ребёнка, увеличивайте время пребывания его наедине с собой. Когда ребёнок не спит, на некоторое время уходите из его поля зрения. САМЫЙ ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ в том, чтобы вы возвращались к ребёнку до того, как он начнёт плакать. Тогда у него установится понимание, что мама или папа могут отойти, но обязательно вернутся.

Когда я родила своего первого ребёнка, мне казалось, что с ним надо постоянно разговаривать и что-нибудь обсуждать, обращать внимание на него почти всегда, когда мы рядом. Теперь же я уверенна, что сильно ошибалась в данном вопросе. Мой сын подрос и явно сильно ко мне привязан. Эмоциональная связь между детьми и родителями безусловно нужна, но она должна быть умеренной.

Когда же ребёнок начнёт ползать (а потом и ходить), дайте ему свободу действий. Мы, родители, всегда боимся, что наш малыш где-нибудь ударится, прищемит пальчик, упадёт. Задача любящих родителей в том, чтобы исключить угрожающие здоровью ситуации (например, закрыть розетки заглушками, убедиться, что со стола или подоконника ничего не может упасть, и что в зоне досягаемости нет каких-нибудь вредных веществ). Но это не значит, что надо закрывать все ящики на липучки или обкладывать все углы подушками. Ребёнок быстрее научится обходить препятствия (например, в виде углов), если иногда будет с ними встречаться.

И самое важное, что родители могут сделать для становления самостоятельной и уверенной личности своего ребёнка, - это дать ему свободу выбора действий и реакций в общении с другими детьми.

Привожу примеры. Начнём с самой элементарной ситуации, когда дети играют на площадке каждый со своими игрушками. И вдруг один из них отбирает игрушку у другого. Мамы и папы обычно очень переживают в таких ситуациях. Ведь их чадо обидели. Значит надо обязательно вмешаться и восстановить справедливость. Но не спешите предпринимать какие-либо действия, сначала понаблюдайте. Если дело не доходит до драки, пусть детки самостоятельно решат, как дальше развиваться событиям.

Второй пример. Приходим мы с детьми куда-нибудь и обязательно побуждает их к общению с другими людьми (будь то их сверстники или взрослые), произнося: "Поздоровайся", "Скажи привет", "Познакомься и предложи играть" и т.п. Освободите ребёнка от такого своего навязчивого желания приучить его к обществу, к построению социальных связей. Лучше личным примером покажите, как это происходит. Поздоровайтесь сами, сами начните разговор. А ваш сын или дочь пусть самостоятельно решит, нравится ли ему этот человек, хочет ли он с ним здороваться, общаться, играть.

И в более взрослом возрасте дайте вашему ребёнку свободу размышлять и принимать решения. В любой ситуации, особенно сложной (например, когда произошёл конфликт со сверстниками или произошла какая-либо неудача в учёбе, физических достижениях, да что угодно). Не размусоливайте ему, почему так вышло, и что теперь с этим следует делать, как исправить. Вместо этого направьте его в нужное русло, задавая правильные вопросы. Спросите: "Как ты думаешь, почему Вася так поступил?", "Как ты считаешь, что ты можешь сделать, чтобы исправить это?" и т.п. Так вы научите его самостоятельно решать сложные ситуации, которые будут встречаться на всём его жизненном пути.

Желаю всем родителям мудрости и терпения, и чтобы ваши дети росли самостоятельными, решительными, развитыми и успешными.