Найти в Дзене
НЭБ

Субкультура – губительный «бульон» времени

Проблемы отцов и детей, нежелание молодежи вписываться в традиционные общественные рамки, поиск себя, демонстрация своей индивидуальности, протест против норм бытия, эпатажность, – чем все это грозит нам, взрослым, и как отразится на подрастающем поколении с течением времени?! Надо ли психовать, принимать особые меры?! Надо ли париться, или родное дитя перебесится – и жизнь потечет своим чередом по заранее намеченному маршруту…

Нам, советскому поколению, да и нашим родителям, думается, жилось легче. Были стандарты: октябрята, пионеры, комсомольцы и партийная организация для приструнивания заблудших «глав семейств». А сегодня нет магистральной линии, массовых ориентиров, и все плывут кто по течению, кто против, некоторые просто оседают топориком на дно; есть и такие, которые попадают в воронку а-ля Бермудский треугольник.

Молодежная субкультура – что это? Модная фишка, внедренная в наше сознание СМИ, или современный термин, достойный прописки как в науке, так и в обществе? Надо ли с этим явлением бороться посредством педагогики, психологии, органов охраны порядка? Оно отрицательно или положительно?

Иллюстрация из Интернета
Иллюстрация из Интернета

Понятие «субкультура» появилось в ученом мире сравнительно недавно, примерно в 80-е годы XX века, и отношение к нему у отечественных исследователей сначала было сугубо негативное: что можно ожидать от загнивающего Запада, дарующего миру бесконечное множество новых «подкультурных» течений. Например, русский социолог Ю. Н. Давыдов в своей книге «Эстетика нигилизма» утверждал, что молодежные объединения «в определенном смысле можно назвать искусственным продуктом, фабрикантом капиталистической индустрии культуры».

Однако сегодня данный социальный феномен стал вполне благопристойным и переродился в «особую сферу культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами». Иначе, любой молодежной, профессиональной, демографической или иной группе свойственно наличие характерных особенностей, идущих вразрез с привычным поведением большинства. Если нет специфических черт – это уже не субкультура.

«Каждая субкультура хранит собственную эзотерическую (тайную, скрытую, предназначенную исключительно для посвященных) чистоту, поскольку подробности того или иного субкультурного существования не поддаются обобщению. При этом каждая субкультура, в отличие от базовой культуры, подвержена очень быстрым изменениям и выступает инновационной областью для базовой культуры». (С. И. Левикова «Молодежная субкультура»)
1. Иллюстрация из открытых источников. 2. Обложка книги С. И. Левиковой «Молодежная субкультура»
1. Иллюстрация из открытых источников. 2. Обложка книги С. И. Левиковой «Молодежная субкультура»

В нынешнее время большинство подростков увлекается той или иной субкультурой. На книжных полках появляются учебные пособия, вводятся в образовательный процесс спецкурсы по данной тематике. С одной стороны, нет ничего плохого в том, что тинейджеры самовыражаются, учатся мыслить индивидуально, самостоятельно, экспериментируют с внешним видом, взрослеют по частной программе, но с другой – они часто приобщаются к стереотипам поведения, с которыми общество борется всеми доступными ему средствами: наркомания, религиозное сектантство.

В современных учебниках целостный феномен молодежной субкультуры тщательно разбирается по косточкам – типологизируется. Единого мнения не существует. Предлагается несколько системных подходов. Кто-то подразделяет группы по степени общения, кто-то по принадлежности или взаимоотношениям; кто-то по уровню конформности, а кто-то по направлению деятельности. Так, А. В. Толстых делит подростковые объединения следующим образом:

  • общественно-политические группы ставят своей целью пропаганду определенных общественно-политических взглядов; они не агрессивны;
  • радикалы (люберы, скины) очень агрессивны; во главе радикалов стоят в основном представители старшего поколения;
  • эколого-этические группы (например, «зеленые»);
  • группы образа жизни, или собственно неформально-молодежные объединения (например, панки, хиппи и т. д.);
  • нетрадиционно-религиозные группы (например, сатанисты, буддисты, культовые группы);
  • группы по интересам (например, значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты).

Иные исследователи, в том числе А. Тарасов, считают, что есть несколько практически не пересекающихся «молодежных миров», а именно:

  • «золотая молодежь» в столицах;
  • наркоманская субкультура;
  • уголовная среда;
  • «голубая» тусовка;
  • неофашисты и скинхеды;
  • «нацболы» (национал-большевики);
  • футбольные фанаты;
  • «попсовики»;
  • «старая контркультура» (субкультура, развивающая традиции хиппи 60-х годов);
  • сатанисты;
  • «новая контркультура».
Иллюстрации из открытых источников
Иллюстрации из открытых источников

В действительности между молодежными субкультурами жестких различий нет, и вхождение подростка в одну из групп не исключает его членства в иных. На практике паркурщик одновременно может быть и рокером, и футбольным или музыкальным фанатом. И это объяснимо: представителей молодежи объединяют не столько идеи и возраст, сколько желание общаться и ломать привычные рамки. Юные в отличие от взрослых постоянно хотят быть в тусовке и не отстать от моды.

«Тусовка — это ситуация взаимодействия, правила поведения в ней, и группа тех, кто в данный момент играет по этим правилам. Тусовка — это сцена, на которой, как в театре, в нужных костюмах исполняют нужные роли. Она локализована в пространстве и времени — как в физическом, так и в социальном. За ее пределами разворачиваются другие драмы, и ни один актер не проводит всю жизнь на одних подмостках». (С. И. Левикова «Молодежная субкультура»)

На самом деле, в реальности молодые люди больше фокусируются на внешней атрибутике, символике и манере поведения. Мировоззренческие догмы порой остаются за кадром, и многие субкультуры редко имеют основательную теоретическую базу, но зато новоиспеченным членам четко объясняют, как одеваться, стричься и как вести и чувствовать себя среди сверстников. Лавры первенства достаются форме, а не содержанию.

Неформальные молодежные объединения – это индивидуальная попытка адаптации юного поколения к нормам бытия, ценностям и образу жизни их родителей. Желание реализовать собственные задумки, спрятать неудачи и страхи под яркой маской, внести новомодные коррективы в традиционную культуру. Феномен субкультуры характерен для крупных мегаполисов, где есть возможность потусоваться, разнообразно провести свободное время и спустить деньги, заработанные предками. Однако не стоит утрировать и сужать данное явление до проблем лишь взросления непослушных «недорослей», которые со временем превратятся в обычных, солидных членов общества.

«Молодежная субкультура […] берет на себя часть функций социализации молодых людей, с которыми не справляются традиционные инстанции социализации (семья, школа, формальные молодежные организации); решает проблемы статуса молодого человека. Кроме того, […] каждое молодежное поколение, вырастая, вносит в базовую культуру своего общества то, что было выработано им в период молодости. […] Так молодежная субкультура 60-х годов растворилась в “бульоне” времени. Она придала “навару” эпохи свой аромат и крепость, похоронив в нем свое лицо и имя».

Более подробно изучить тему можно вооружившись книгой С. И. Левиковой «Молодежная субкультура» на портале НЭБ.