Найти в Дзене

АВАРИИ НА МОРЕ И ПСИХОЛОГИЯ МОРЯКОВ: КАК МОРЯКИ «ПОДСТАВЛЯЮТ СЕБЯ» И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

Согласно данным исследований и личному опыту «бывалых» моряков, главной причиной аварийности на море является человеческий фактор. Именно ошибки моряков приводят к ужасающим авариям на водном транспорте, человеческим жертвам и экологическим катастрофам.
По данным страховой компании P&I Club UK около четверти всех катастроф на море происходят по вине вахтенного помощника капитана. При этом, лишь в

Согласно данным исследований и личному опыту «бывалых» моряков, главной причиной аварийности на море является человеческий фактор. Именно ошибки моряков приводят к ужасающим авариям на водном транспорте, человеческим жертвам и экологическим катастрофам.

По данным страховой компании P&I Club UK около четверти всех катастроф на море происходят по вине вахтенного помощника капитана. При этом, лишь в 2% случаев причинами аварии называют погрешности, допущенные по вине механиков.

Столь печальная тенденция основывается на психологических перегрузках вахтенных офицеров. Они вынуждены иметь дело с большим количеством динамичных обратных связей, многие из которых могут окончится неопределенно. К примеру, при осуществлении маневра по расхождению судов, рулевой должен спрогнозировать действия коллеги с другого судна, чтобы избежать возможную аварию.

Тревожность – враг моряка

Исследователи утверждают, что главным препятствием принятия верного управленческого решения является тревожность. Многие моряки на судах страдают от повышенной или реактивной тревожности, которая вызвана высокой ответственностью и неопределенностью ситуации на море.

Часто естественное чувство тревожности человека мешает принять верное решение в рейсе или правильно оценить сложившуюся проблемную ситуацию. Всем знакомы случаи, когда опытные моряки принимают неверные решения, противоречащие здравому смыслу и их личному опыту. Однако, объяснить произошедшее сами члены экипажей – не могут. В этом заключается вся неизведанность человеческой психики и парадокс мышления.

Настоящими причинами аварий на море в большинстве случаев является тревожность, усталость, депрессия или же просто неуверенность членов команд. Многие моряки принимают неосмотрительные решения, руководствуясь тягой к риской и желая самоутвердиться и укрепить свою репутацию среди коллег.

Принятие решений в стрессовых ситуациях – проблема для моряков

Несмотря на уменьшение количества аварий на судах, в следствии автоматизации, возникновение чрезвычайных ситуаций – неизбежно. Опытный моряк регулярно сталкивается с целым комплексом проблем, решению которых не учат в ВУЗах. Кроме того, даже самое современное судовое оборудование не застрахует от не прогнозируемых действий коллег, плохой погоды или неопытности.

Согласно статистике, большинство проблем на судне – нестандартные. Решению проблем не способствует техника, которая часто не помогает моряку, а является «генератором информационного шума». В сложившейся ситуации моряк вынужден принимать поспешные и необдуманные решения, последствия которых невозможно спрогнозировать.

Что же делать?

Противостояние стрессу – биологический механизм. Процесс противодействия психики во многом зависит от особенностей работы мозга. Всем хорошо известно, что то, что для одного беда, для другого – не стоит внимания. Данный феномен объясняется не только различиями в психике, но и чисто биологическими особенностями каждого организма.

Для противостоянию стрессу на работе и в жизни, специалисты советуют не пускать дело на самотек и регулярно заниматься с психологом, психотерапевтом, посещать спортивные занятия и пить необходимые для поддержания нервной системы.

Следования этим простым правилам не гарантирует безоблачного будущего, однако существенно повышает шансы на принятие правильных решений во время возникновения проблемных ситуаций на море.