Перед Чемпионатом мира по футболу, в Санкт-Петербурге, 13 мая 2018 года, открыли новый вантовый мост, соединяющий Петроградскую сторону и Васильевский остров. Всё отлично, но название моста вызывало удивление: мост Бетанкура.
Кто такой этот Бетанкур и почему его именем назван мост в центре города?
Фамилия Бетанкур была абсолютно не на слуху. Сейчас, через почти 3 года после открытия, к названию привыкли, но хочется рассказать подробнее о этом человеке.
Родился Августин де Бетанкур в 1758 году в Испании в городе Пуэрто-де-Крус, что на острове Тенерифе.
В 1779 году Бетанкур отправился в Испанию, учиться в Королевском училище Святого Исидора находящемся в столичном Мадриде. Будущий архитектор изучал здесь точные науки, механику и высшую математику. Потом он поехал во Францию, учиться в Национальную школу мостов и дорог в Париже, где конструировал механические аппараты, изучал гидравлику и мостостроение. Затем, Бетанкур поехал в Англию – изучать паровые машины.
В 1791 году он вернулся в Испанию, уже сложившемся, квалифицированным инженером и начинает заниматься оптическим телеграфом, руководит ведомством по надзору за дорогами, мостами и каналами.
Но начались сложные времена, Испанию оккупировали войска Наполеона, начались народные волнения и Бетанкур уезжает в Париж. Но там испанцу тоже угрожали опасности и по приглашению посла России в Испании Иван Муравьева-Апостола Бетанкур решает поехать в Россию.
В 1808 году Бетанкур был лично представлен императору Александру I и в тот же год инженер приехал в Россию, его зачислили в свиту «для особых поручений государя императора», а немногим позже он получил высокий чин генерал-лейтенанта.
Первым поручением императора, на новом посту, стало задание переоборудовать старейший в стране оружейный завод в Туле. Инженер оснастил завод паровыми машинами и современными токарными станками.
Для фонтана «Девушка с кувшином» в Царском селе инженер создал уникальную систему подачи воды.
Для подготовки инженеров-путейцев, в 1809 году, правительство постановило открыть Институт Корпуса инженеров путей сообщения, а Бетанкура назначили его инспектором. На протяжении 16 лет он был инспектором вуза, составлял программы и преподавал.
В 1815 году А. Бетанкур спроектировал Экспедицию заготовления государственных бумаг - типографию денежных знаков. После Отечественной войны 1812 года, страна оказалась наводнена фальшивыми бумажными купюрами, их срочно требовалось заменить на другие. Нужно было разработать новый тип бумаги, защитить деньги сложным рисунком и наладить производство. Инженер для удобства объединил типографию и бумажное производство в одном месте, на Адмиралтейском острове в Петербурге.
Когда в 1816 году большой пожар уничтожил постройки ярмарки в Нижнем Новгороде, то торговые ряды решили построить из камня. Проект и строительство новой ярмарки поручили А. Бетанкуру, который в 1822 году закончив этот заказ, вдобавок построил ещё и разводной плавучий мост через Оку.
А. Бетанкур был председателем петербургского Комитета строений и гидравлических работ. Ведомство контролировало застройку столицы, здесь согласовывали проекты зданий, улиц, площадей, каналов и мостов.
А. Бетанкур приглашал лучших архитекторов, сам лично конструировал сложнейшие подъёмные механизмы для установки огромных колонн и монолитов Исаакиевского собора.
Самый глобальный проект Бетанкура – здание Манежа в Москве. Здание построили в память о победе в Отечественной войне над армиями Наполеона. По требованию императора - там свободно должен был маневрировать конный полк.
Бетанкур решил эту сложнейшую техническую задачу, построив здание без внутренних опор, с особым устройством стропил-ферм. С 1830-х в здании проводили балы и народные гуляния.
Но деятельная натура инженера-архитектора споткнулась об завистников и из-за интриг в высших кругах власти, он лишился расположения императора Александра I. В 1822 году А. Бетанкура освободили от должности руководителя управления путей сообщений. Спустя год судьба нанесла ещё один удар: внезапно умерла любимая дочь. Пережить такое горе он не смог и 26 июля 1824 года скончался в Санкт-Петербурге.
На его могиле установлен памятник в форме колонны по рисунку архитектора Огюста Монферрана. Деньги на памятник собрали нижегородские купцы.
Наверное очень символично, что спустя 194 года, в Санкт-Петербурге появился мост названный именем талантливого инженера и архитектора Августина де Бетанкура.
Петербургские места. Тучкова дамба.
Легенда о возникновении Санкт-Петербурга.