Начну с очевидного для всех, кто имеет хоть какое-то отношение к сценарной работе. Сценарный текст - это не литература. Не самостоятельное произведение, а составная часть того, чему, при счастливом стечении обстоятельств, предстоит стать фильмом. В сущности - технический документ, на основе которого режиссёр пишет уже свой, режиссёрский сценарий. И вот это боль! Если режиссёр не совсем свой по духу, то от твоего сценария могут остаться рожки да ножки, акценты будут переставлены, а твоя драгоценная идея, твоё послание миру, превратится в свою противоположность. И что с этим делать? Вариантов несколько:
1/ Повздыхать и забить.
2/ Снять кино самому как режиссёру.
3/ Найти единомысленного режиссёра, который не разрушит твою идею, а дополнит, углубит или просто выразительно реализует.
4/ Стать шоуранером проекта, когда ты главный, а режиссёр нанятый и исполняет то, что ты велишь.
5/ Написать книгу, которую может и экранизируют, а может и нет. Но это будет созданный тобой мир ровно в том виде, в каком он родился в твоей голове. Даже если потом кто-то испортит экранизацией, останется оригинал, и ты будешь с ревнивым удовольствием слушать отзывы типа, - "С книгой не сравнить!".
И вот теперь о книге, и чем она отличается от сценария. В сценарии ты пишешь только о том, что можно снять. Что там герой себе думает, какая у него промелькнула ассоциация, какое остроумное и оригинальное сравнение возникло у автора, никто не увидит. Один российский режиссёр и сценарист (кажется Данелия, но могу ошибаться) работал с напарником, который всё порывался писать красиво. И вот пишет напарник, - "Лист, пронзённый рассветным лучом солнца, тонко дрожит и вдруг отрывается и летит, чертя в воздухе плавную музыкальную дугу".
В сценарном тексте остаются два слова, - "Лист падает". Как он будет падать, что на него будет или не будет светить, решают режиссёр с оператором. А уж какая получится дуга, оценит зритель.
Сценарист озабочен действием, через которое раскрывается характер героя и сама история. Конфликтом, сюжетными поворотами, диалогами. Красоты описаний, метафоры, сравнения, аллитерации и прочая игра словами - область чистой литературы и остаётся за кормой, отчасти уходя в диалоги. Если уж очень хочется метафор и сравнений, они тоже должны стать визуальными.
Знакомая сценаристка и писатель с грустью заметила, что после длительного сценарного опыта стала хуже писать. Дала себя знать привычка к сухому перечислению действий. Ощутить это для писателя жуть как страшно. Как будто фигурист вдруг понимает, что может кататься только по прямой. Как заметил такое, срочно бери себя в руки и переключай тумблер со сценариста на писателя и следи, чтобы настройка не сбилась. Однако, если правильно пользоваться сценарным опытом, он очень даже может помочь в литературе. Раскрываю свой писательский лайфхак. Очень бывает полезно представить как то, что ты описываешь, можно снять? И эта фантазия способна здорово обогатить сцену. Привожу пример.
Мой герой возвращается на землю после длительного отсутствия. Первоначально в книге стояла фраза: "Я вернулся аккурат на своё 25-летие. 25 - это, конечно, не 33, но пора уже было что-то совершить". Мне даже нравилась эта конструкция ровно до того момента, как я подумала как это можно снять. Вот открывается стеклянная дверь Космопорта навороченно-футуристической архитектуры. Из двери выходит парень, худой, светловолосый, причём изрядно обросший, непритязательно одетый и с невесёлым выражением лица. А дальше что? На лбу ему написать 25? Или документы он должен показать на выходе? И вот в воздухе возникает Муха...
"А потом над головой зажужжала механическая Муха, миникоптер отдела рекламы:
— Господин Сандерс, наш Космопорт поздравляет Вас с благополучным прибытием на землю, а также с днём рождения. Примите наш подарок — купон на бесплатное посещение одного из наших заведений. Прослушайте список.
— Бар «Тихий ёж»! — выкрикнул я, представив бесконечный нудный список.
Муха запнулась на секунду, а потом тем же механическим голоском неопределённого пола произнесла:
— Ваш заказ принят. Получите купон. Он действителен в течение 24-х часов. Наш Космопорт желает Вам хорошего дня.
Из живота Мухи вылетел и завис на ниточке круглый пластиковый жетон в виде монеты с цифрой 25 посередине. Если такие же выдают женщинам, желающим скрыть свой возраст, Космопорту определённо надо менять маркетолога. Я снял жетон с ниточки и засунул в карман, не выпуская из зажатой руки. Он был приятным на ощупь.
«Тихий ёж» был моей детской мечтой. Любимый бар первых астронавтов, вышедших за пределы галактики, легендарный. Я много раз пытался туда проникнуть, но мальчишек не пускали. Мне оставалось только заглядывать в изредка открывающиеся двери, едва успевая разглядеть лица суровых мужчин, стоящих в проходах, толпящихся у стойки или сидящих за столиками с пивом «Хейли» и другими напитками. Их сдержанные улыбки, неслышные мне разговоры. В моих фантазиях говорили они исключительно о дальних странствиях и недоступных простым смертным приключениях. Почему я не зашёл туда позже, когда вырос? Интересный вопрос. Наверно потому, что не хотел почувствовать себя чужим. Это было бы хуже, чем просто не иметь права открыть дверь. Но Муха застала меня врасплох, и детская мечта выскочила солнечным пузырём, пока я не успел включить свои рефлексии и страхи. Защитная стена пала, сопротивление бесполезно. Я погладил жетон пальцем".
Честное слово, если бы я не подумала о том, как можно снять эту сцену, не было бы ни Мухи, ни бара "Тихий ёж", ни может и всех последующих событий, потому что сцена немедленно стала сюжетообразующей, а не просто информативной. Лайфхак дарю, пользуйтесь дорогие собратья по перу! Он после ещё не раз меня выручал, делая повествование живей и разнообразней.
https://ridero.ru/books/planeta_ischezayushikh_slov/