Как часто вы оставались одни в пустой комнате или каком-то рабочем помещении и ловили себя на том, что слышите тишину? А как часто вы общались с людьми настолько непринуждённо, что позволяли себе толстую провокацию собеседника? Собственно говоря, об этом фильм «Курьер» 1986 года.
Советская картина представляет из себя несколько дней из жизни Вани. Он с невероятной теплотой показывает будни обычного советского молодого человека. Ваня только закончил школу и не знает, что ему делать дальше. Он шатается по улице, говорит со своим другом и видит миражи с гепардами. От жизни он ничего не ждёт и всё что ему надо это материальное благополучие (к слову о ценностях социалистической молодёжи) и духовный покой. Помимо него, в фильме появляется ещё множество других персонажей, олицетворяющих актуальные движения и взгляды среди советских людей разных полов и возрастов. Главная же линия повествует об отношениях Вани и Кати, дочери одного из клиентов редакции, куда Ваня и устроился работать курьером по просьбе матери после безуспешной попытки поступить в университет
Знаете, есть такой тип фильмов, в которых форма определяет содержание. Обычно это фильмы, где всё завязано на атмосфере и/или же темпе. «Бегущий по лезвию» и «Патерсон» (как и большинство фильмов Джармуша) являются ярчайшими представителями данного направления. К ним же можно отнести и картину Карена Шахназарова. В ней темп, композиция и обрамление кадра по сути и являются содержанием. Они призваны раскрыть то настроение и ту атмосферу, что летали в воздухе, и у них это прекрасно получается. «Курьер» буквально погружает зрителя в свой мир и не выпускает из него до самых титров.
Примечательно, что фильм не ощущается советским. Единственное, что его выдаёт, это специфические для нынешнего зрителя голоса и интонации актёров. В остальном же он опередил своё время. Использование широкоугольного объектива и съёмка с соотношением сторон 21:9 сильно выделяют его на фоне остального советского кино. Я бы сказал, что фильм выглядит так, будто снят в 2006-м и рассказывает о событиях двадцатилетней давности.
Композиция фильма также является великолепной, подчёркивая важные в кадре детали и пряча те, что не нужны. Такой способ визуального повествования также добавляет очков в копилку фильма.
Этот фильм может сильно разбавить ваш репертуар и подарить вам большую порцию советской атмосферы и оставить в душе ощущение некой ложной ностальгии, так что всем любителям так называемого «поэтического кино» строго рекомендуется!
Благодарю за прочтение.