Не одна отрасль российской экономики не подвергалась столь направленному уничтожению, даже ВПК. Именно гражданская авиация попала под санкционный пресс в числе первых, еще в начале 90-х. Выглядело это со стороны как введение на западе новых норм ограничения по выбросам в атмосферу и уровню шума. Но фактичнски это были санкции против нашего гражданского флота, по всему сектору начиная от производства и заканчивая эксплуатантом. Таковым тогда был только "Аэрофлот". Без этого быстро впарить "Боинги" и"Аэрбасы" просто не получилось бы даже с ручными Березовским и Гайдаром. Самолеты это не зубная щетка и срок эксплуатации их десятилетиями, и наши "тушки" и "Илы" еще бы летали и летали. А далее беспрецедентная государственная поддержка продвижения на наш рынок западных самолетов с многомиллиардными вливаниями в свои компании.
И вот спустя почти 30-ть лет мы имеем возрожденную авиацию. Да еще только начинается серийный выпуск МС-21, идет импортозамещение в Суперджет, кстати на основе накопленного опыта и иностранных технологий, которыми делились наши партнеры, пусть и вынуждено, во время совместного его производства. Этого никогда бы не произошло, если бы мы десять лет назад объявили о начале восстановления собственной авиапромышленности на базе старых самолетов, параллельно разрабатывая новый, как это предлагали некоторые и то что сейчас вменяют в вину правительства. Но главное Россия выиграла время на разработку собственных современных двигателей, то на чем нас когда то поймали. И тот панический вой, который поднялся в западной прессе с началом испытаний гибридного авиационного двигателя тоже понятен. Его серийный выпуск возвращает нас к ситуации начала 90-х, только наоборот. Россия по прецеденту одним росчерком пера может приземлить не одну сотню западных свмолетов, возвратив их лизинговым компаниям как опасные для жизни из за превышения вредных выбросов. Все только начинается.