Мы продолжаем публикацию статей, основанных на дневниках Григория Прокофьевича Головченко. Военный период, описанный в них, открывается январем 1942 года. Предыдущую часть вы можете прочитать здесь.
«Праздник - день Красной Армии - 23 февраля 1942 года был обычным рабочим, вернее, боевым днём, поскольку шла война. В разведотделе все работали, занимаясь своими делами. Я сидел в аппаратной и по линии ВЧ (высокочастотная, непрослушиваемая связь) собирал сведения из штабов дивизий о действиях противника за 23 февраля. Почта в этот день пришла очень поздно, уже к вечеру. Очередь идти за письмами была у Саши Измайлова.
Вот он часов в 7 вечера принёс письма. А он был такой товарищ, что пока не спляшешь, письма не получишь, и исключений ни для кого не было. Я письма из дому получал довольно редко и не ожидал и в этот день, а тут, пожалуйста, именно в этот праздничный день меня порадовали письмом.
Должен оговориться, что кроме жены, Антонины Владимировны, мне никто не писал, некому было. Мои родные, отец и мама, были на оккупированной территории, другие, как и я, были разбросаны по разным фронтам и адресов друг друга не имели. Пришлось мне под аккомпанемент всего отдела отплясать какой-то дикий танец, чтобы получить письмо.
И вот оно, заветное, в моих руках. Немедленно вскрываю конверт и впиваюсь глазами в аккуратные строчки письма. О радость, у меня родился сын! И меня спрашивают, какое имя ему дать. Я оповещаю всех, что у меня сын и что я решил его назвать в честь деда - Владимира Николаевича - Владимиром! Все меня поддержали. Итак, есть на свете Володя Головченко. Чудесно!
По русскому обычаю, по такому поводу нужно выпить, а у нас ничего нет. Военторг ничего не продаёт, у самого ничего нет. Пришлось идти к начальнику РО М.В. Корневу с просьбой дать по такому поводу на всю нашу команду спирту. Начальник и комиссар отдела поздравили меня с сыном, пожелали супруге и сыну доброго здоровья, спирт был немедленно выдан, и само начальство пожелало принять участие в этой вечеринке. Спирт разбавили и получили три литра отличной водки, а на закуску хозяйка дома, где мы стояли, не пожалела картошки и кислой капусты. Когда всё было готово, а готовил всё тот же неугомонный Саша Измайлов, все разместились, кто где мог, и пир начался. Первые прочувственные слова сказал комиссар, за ним начальник отдела, а потом пошли тосты с мест. Бедноватое торжество было, но от души весёлое и поэтому прекрасное. Пожелания и поздравления были самыми искренними. И, если учесть пожелания моих боевых товарищей, то Володька должен прожить как минимум 100 лет (на сегодняшний день моему папе, Владимиру Григорьевичу Головченко, исполнилось 79 лет и я искренни и от всей души надеюсь, что он исполнит пожелание своего отца - прим. редактора), чтобы рассказать грядущим поколениям, что его день рождения, хоть и с большим опозданием (он родился 26 декабря 1941 года), был отпразднован вдали от него, на фронте.
Так вот и к нам среди тяжёлых и серых будней заглянуло солнышко радости рождения нового человека для нового века, для великих свершений».
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить продолжение, ставьте лайки, и вы узнаете много интересных фактов об истории из первых уст.
Любое использование (полное или частичное) материалов данной публикации возможно только с разрешения администратора канала «На волне памяти»!
Мнения авторов могут не совпадать с официальной позицией и позицией редакторов
#история #мемуары #Григорий Головченко #воспоминания #ВОВ #Великая Отечественная война #война