Найти тему
zorkinadventures

Как люди покоряли пролив Ла-Манш: истории великих спортсменов, моряков и чудаков

Оглавление
Пролив Ла-Манш. Иллюстрация: Яндекс-карты.
Пролив Ла-Манш. Иллюстрация: Яндекс-карты.

Пловцы, гребцы и воздухоплаватели второй век подряд азартно покоряют пролив, отделяющий остров Великобритания от Европы. Вот подробная история рекордных преодолений этой водной преграды: описал ее специально для Men's Health Россия.

На другой берег

Первые люди добрались до Британии посуху. Но примерно 8500 лет назад уровень моря поднялся и на месте сухопутного “моста” образовался пролив, известный нам как Ла-Манш (от фр. la Manche — “рукав”), а британцам – как English Channel (“английский канал”). А пару веков назад люди вспомнили, что такое спорт – и пролив стал препятствием, который можно покорить...

Вплавь

Усатый капитан британского торгового флота Мэттью Уэбб как-то прочитал в газете историю: один пловец попытался переплыть Ла-Манш, но у него не вышло. “Значит, получится у меня!”, - решил 27-летний Уэбб и приступил к тренировкам в холодной воде.

25 августа 1875 года Мэттью выпил энергетический напиток собственного изобретения (вишневый бренди с куриными яйцами), натерся дельфиньим жиром и шагнул в воду недалеко от британского города Дувр.

В пути были инциденты (Мэттью получил сильный ожог от контакта с медузой) и трудности (он пять часов болтался у французского берега, дожидаясь, пока стихнут сильные приливные волны). Но спустя 21 час и 45 минут после старта усталый англичанин ступил на землю Франции. Впрочем, эта история будет неполной без такого факта: спустя 8 лет Уэбб все же утонул, пытаясь переплыть Ниагарский водопад.

Капитан британского торгового флота Мэттью Уэбб.
Капитан британского торгового флота Мэттью Уэбб.

На самолете

В 1908 году британская газета Daily Mail объявила награду в тысячу фунтов стерлингов тому, кто первым пересечет Ла-Манш на самолете. Первая попытка, предпринятая французом Юбером Латамом, не удалась – Юбера выловили моряки где-то посреди пролива. Другой француз, Луи Блерио поднялся в воздух на моноплане Bleriot XI собственной конструкции 25 июля 1909 года. У этого воздушного судна, к примеру, не было ручки газа (двигатель работал в одном режиме, неся летчика над водой со средней скоростью 70 км/час на высоте около 80 метров). А свой курс Луи корректировал, поглядывая сверху, куда именно направляются морские суда. Но все вышло как надо: через 37 минут полета Луи благополучно посадил самолет на английский берег.

Француз Юбер Латам.
Француз Юбер Латам.

На коракле

Бернард Томас всю жизнь прожил в крошечном уэльском городке Ллкрид – ловил рыбу в местной реке Тейфи и мастерил кораклы, местные лодочки из ивовых прутьев. Томасу стукнул 51 год, когда он внес свое имя в историю: за 13 с половиной часов Бернард пересек Ла-Манш на одном из своих кораклов. Поклонник альтернативной истории, Томас пытался доказать популярную в Уэльсе легенду о принце Мадоге, который в 1170 году с группой сторонников уплыл (на кораклах, само собой) в Северную Америку. Лодки индейцев сиу действительно очень напоминают кораклы, но увы, подвиг Томаса нашел отклик только в Уэльсе и мировая история переписана не была.

Бернард Томас несет коракл.
Бернард Томас несет коракл.

Первый русский

Житель города Саров (Нижегородская область) Павел Кузнецов вообще-то хотел просто похудеть. Ходил в тренажерный зал, сажал себя на диету. Потом занялся плаваньем и так увлекся, что придумал покорить целый Ла-Манш. К заплыву Павел готовился около двух лет. Стартовав 22 августа, он двигался 14 часов и 33 минуты в темпе 61-63 гребка в минуту, последние часы – при волнении на море в 4 балла и в полной темноте. Важный для нашей страны заплыв завершился 23 августа в 01:20 ночи на пляже в районе французского города Кале.

На фото: Павел Кузнецов готовится в России к Ла-Маншу – переплывает озеро Сенеж.
На фото: Павел Кузнецов готовится в России к Ла-Маншу – переплывает озеро Сенеж.

Без рук и ног

Однажды 26-летний француз Филипп Круазон залез на крышу своего дома, чтобы починить телеантенну, и получил изрядный удар током. Врачи отрезали Круазону руки (по локти) и ноги (он остался без ступней). Через 16 лет после случая на крыше инвалид бросился в Ла Манш, но не для того чтобы утопиться. Через 14 часов после старта, 18 сентября 2010 года он выплыл на другом берегу. Чтобы пересечь пролив, 42-летний Филипп использовал специальные протезы для рук и для ног.

На фото: Филипп Круазон плывет.
На фото: Филипп Круазон плывет.

Быстрее всех

Представьте себе картину: 8 сентября 2012 года, Трент Гримси, член сборной Австралии по плаванию на открытой воде, кролем гребет к берегу Франции. Его желтая шапочка то скрывается под волнами, то вновь показывается на поверхности. Рядом идет катер; матрос периодически вывешивает за борт таблички – сообщения для будущего рекордсмена. “Ты должен сделать, то что задумал” - передает пловцу его мать. Ну он и сделал – пересек Ла Манш за рекордные 6 часов и 55 минут.

Трент Гримси. Фото: Николас Фальконе
Трент Гримси. Фото: Николас Фальконе

Такие условия

Пловцы пересекают Ла-Манш в самой узкой его части. “Пролив в проливе”, Па-де-Кале – это 32 километра от берега до берега. Но из-за сильных течений и большого судового трафика по каналу спортсменам обычно приходится преодолевать 50 и более километров. Заплывы обычно проводят летом или в самом начале осени, когда температура воды - от 15-18 градусов, а сила ветра - до 6 метров в секунду.

Иллюстрация: pixabay
Иллюстрация: pixabay

Давай, поплыли (как сделать это самому)

За всю историю пролив Ла-Манш вплавь пересекли чуть более 1000 человек — меньше, чем взошло на Эверест. Хочешь присоединиться к избранным, а то и поставить рекорд? С 1995 года (после нескольких смертельных случаев) Франция ввела запрет на заплывы, которые стартуют с ее берегов, поэтому теперь спортсмены отправляются в путь исключительно с территории Великобритании. О своем намерении нужно сообщить в Channel Swimming and Piloting Federation ( http://cspf.co.uk/ ), за 250 евро федерация поможет в организации и регистрации заплыва. Пересекать канал можно только в сопровождении катера (с врачом и представителем ассоциации), аренда судна обойдется в 1000 евро и более. Имей ввиду, что пловцам запрещено использовать гидрокостюмы, но можно наносить на тело специальный жировой состав из вазелина и ланолина. В ходе заплыва спортсмен не должен касаться объектов (людей, лодок), так что еду и напитки ему передают с катера на раздвижном шесте.

Павел Кузнецов о том, как ему плылось через Ла-Манш:

“...Больше всего у меня почему-то замерзали бедра. А ближе к концу я почувствовал острую боль в правой руке. Я терпел минут сорок, потом не выдержал и попросил обезболивающее. Мне на длинном шесте передали две таблетки. Финишировал я в глубокой темноте: встал и почувствовал под ногами песок. В этом момент я чуствовал себя самым счастливым человеком. Потому что доплыл? Потому что все хорошо кончилось? Сам не знаю, почему...”

В своем блоге Zorkinadventures собираю мужские истории и опыт, делаю интервью с лучшими в своем деле, устраиваю тесты нужных вещей и экипировки. А еще здесь – подробности деятельности редакции National Geographic Россия, где я работаю.