Всем привет! На выходных сходил в кино на мультфильм "Райя и последний дракон". Моё мнение о картине можно узнать здесь. В этой статье хотелось бы порассуждать, что можно было бы изменить в мультфильме, чтобы он стал лучше. В статье есть спойлеры!
Темп повествования
В мультфильме огромное количество локаций, а идёт он всего 107 минут. За это время нам показывают следующие эпизоды:
- рассказ об устройстве мира и основных конфликтах
- история детства главной героини
- история нахождения героиней дракона Сису
- три истории с нахождением трёх частей магического шара, а также введение трёх новых второстепенных персонажей
- нахождение четвёртой последней части, а также финальная битва и разрешение основного конфликта
- эпилог с возвращением всех героев к своим семьям и воссоединением всех народов
Действий так много, что иногда нет времени на продумывание связок между ними. Например, очень не хватает связки между эпизодом из детства и первым взрослым эпизодом с поиском дракона. Сама героиня объясняет нам словами, что она объездила уже кучу рек и наконец добралась до самой последней, что это последний шанс на нахождение дракона. Находя дракона она испытывает большое удивление и радость. А мы не испытываем! Потому что это наша первая река, наш первый шанс, мы не видели её поисков на протяжении нескольких лет. Почему бы вместо её словесного объяснения не показать нарезку о взрослении героини и её поисках? Можно было бы заодно лучше раскрыть Райю, лучше объяснить её проблемы с доверием другим людям. Можно было бы параллельно показывать принцессу Намари (основного антигероя мультфильма) и лучше раскрыть её мотивацию.
Из-за быстрого повествования очень тяжело проникнуться второстепенными персонажами мультфильма. Все они (капитан Бун, девочка-ниндзя Нои, воитель Тонг) присоединяются к Райе буквально сразу после знакомства с ней и сразу готовы следовать за Райей на край света. У всех у них есть мотивация принять участие в спасении мира (потерянные родные), но никто из них не раскрывает нам свой характер.
Нужно ли вообще было делать так много персонажей в фильме? Идея создателей через отношения персонажей провести отношения между народами. Но зачем было придумывать пять народов, может быть надо было ограничиться четырьмя или даже тремя? Может быть каких-то персонажей нужно было ввести в начале фильма, чтобы у нас было больше времени на их принятие? Может быть стоило увеличить хронометраж хотя бы на 20 минут, чтобы успеть уделить время каждому?
Отношения главных героинь
Основной посыл фильма - не бойтесь доверять другим людям. Недоверие рождает недоверие и никогда не приведёт к гармонии. Дракон Сису призывает Райю довериться принцессе клана Клыка Намари, которая несколько раз предала Райю и пыталась её убить. Почему? Мы косвенно видим, что Сису увидела что-то в глазах (а значит в душе) Намари, но почему она не поделилась этим с Райей? Почему не попыталась объяснить, что в глубине души Намари есть что-то, чему стоит довериться? Ведь даже по ходу мультфильма, доверие Сису вождю племени Когтя чуть не губит дракона, и только чудом подоспевшая Райя успевает её спасти. Разве это не лучшая демонстрация, что не всегда слепое доверие окупает себя?
Посыл о доверии хороший и правильный, но в подаче создателей он выглядит очень странно. "Доверяй всем, даже тому, кто готов вонзить тебе нож в спину". Хороший ли это посыл для детского мультфильма? Мне кажется, нет.
Опять же, проблема в бешенном темпе повествования, которое не показывает нам, что у плана героев довериться принцессе Клыка есть хоть какое-то разумное зерно. А, возможность, показать это у создателей была, например, через отношения Райи и Намари. В мультфильме есть как минимум три промежуточных столкновения Райи и Намари:
- столкновение в детстве: Райя доверила Намари главный секрет, Намари её предала и поставила мир на край гибели
- столкновение при нахождении дракона: Намари пытается выяснить планы Райи, Райя убегает
- столкновение при попытке договориться: Намари направляет арбалет на дракона и после неудачного действия Райи случайно выпускает стрелу
Ни в одном из этих эпизодов, мы не видим, что Райя хоть как-то понимает мотивацию Намари. Если бы нам через диалоги/монологи показали бы, что Райя понимает, что Намари действует исключительно в интересах своего народа и часто под давлением матери, восприятие отношений героев было бы совсем другим. Восприятие того, что Райя готова доверить судьбу мира и свою жизнь своему злейшему врагу было бы другим! На деле же, даже зрителям только вскользь демонстрируют внутреннюю борьбу принцессы Клыка, оставляя её внутренний мир на додумывание зрителю.
Так ли уж плоха Сиу?
В мультфильме (и даже в трейлере) нам с самого начала делают намёк, что Сису - не самый лучший дракон. Например, о себе Сису говорит, что она из тех "кто ничего не делал на групповом проекте, но в итоге получил такую же оценку как и все".
Я не заметил в фильме каких-то явных недостатков Сису. Её магическая способность быстрая плавать не потрясает воображение, но и у некоторых драконов способности оставляют желать лучшего (например, способность светиться). Возможно, изначальная идея создателей показать, что всем доверяющая Сису - не самая лучшая модель поведения. Однако, по итоге фильма оказывается, что она во всём была права!
Я не понимаю, зачем делать акцент на том, что персонаж обладает какими-то недостатками, если по итогу недостатков особо нет, а те которые есть играют только в плюс?
И тут у меня тоже есть предложение! Мне кажется, что было бы гораздо лучше, если бы основной посыл мультфильма с "доверяй всем" сменился на более простой и понятный "умей принимать и прощать". Райя не доверяет никому не потому, что она боится за свою жизнь, а потому что когда-то, доверившись, она по сути погубила собственного отца и поставила мир на край гибели. Райя не может простить себя за это, поэтому прячется за ширмой недоверия ко всем остальным, чтобы не допустить этого вновь. Сису не может простить себя за то, что именно она осталась последним драконом. Не потому что она лучше/хуже, а просто по тому, что кто-то должен был остаться. И именно поэтому, она так хочет довериться всем и любому, ведь когда-то ей доверили судьбу мира и она не подвела. В своём желании довериться каждому она стремиться отплатить своим братьям и сёстрам, найдя кого-то, кто может быть с виду и не заслуживает доверия, но в итоге не подведёт.
Эпилог с воссоединением
В эпилоге мультфильма мы видим, как все народы воссоединяются на земле клана Сердца. Замечу, что из всех народов финальную битву и самопожертвование Райи и её друзей мог заметить только народ клана Клыка. Их мотивация мне понятна. Почему другие народы вдруг сменили своё мнение? В двух из трёх народов в действии мультфильма участвовали маленькие дети, могли ли они как-то повлиять на мнение целой общины? Напоминаю, вождь клана Когтя в середине мультфильма вообще чуть не убил Сису, ради информации о нахождении магического камня!
Мне кажется, вместо пафосной концовки можно было сделать более простую и понятную: главные герои и их семьи собираются вместе и тем самым зарождают надежду, что разные народы могут жить дружно.
Итого
Как мне кажется, все проблемы фильма вытекают из его бешенного темпа. Огромное количество действий не позволили мне прочувствовать всех героев полноценно. Но я всё ещё считаю, что "Райя и последний дракон" - очень крепкий и качественный мультфильм, который стоит увидеть каждому, кто любит компьютерную анимацию и фэнтези.
Я не продюсер и не режиссёр, а просто делюсь своим мыслями. Если у вас есть своё мнение, как можно было бы сделать мультфильм лучше, поделитесь им в комментариях :)