Из каких элементов состоит успешный фэнтезийный роман?

2,2K прочитали

Продолжаем расширять кругозор начинающих писателей. Сегодня мы добрались до урока по анатомии фэнтезийного жанра.

Продолжаем расширять кругозор начинающих писателей. Сегодня мы добрались до урока по анатомии фэнтезийного жанра.  Предположим, вы хотите написать фэнтезийную книгу.

Предположим, вы хотите написать фэнтезийную книгу. Вам нравится творчество таких писателей как Толкин, Мартин или Джоан Роулинг. Вам по нраву свобода, которую даёт автору формат фэнтези и у вас есть собственная история, которой вы хотите поделиться с читателем.

Теперь нужно разобраться в том, с чего начать выстраивать мир будущей книги. И для этого будет небесполезно узнать базовые элементы, которые должны быть включены в вашу историю, чтобы её можно было классифицировать как фэнтези.

Естественно, сегодня масса писателей экспериментирует, исключая из этого списка, то один, то другой пункты. Но если вы хотите привлечь ядро читателей этого жанра, вам стоит разобраться как он устроен. Прежде чем нарушать правила, надо бы их сначала изучить.

Фанаты жанра, открывая новую книгу в этом формате, ожидают соблюдения автором неких уловностей. Речь здесь пойдет не об обязательном наличии гномов, драконов или эльфов. Мы поговорим о наиболее общих концепциях, в рамках которых вы можете быть изобретательными настолько, насколько только сумеете.

1. Магическая система

Золотой стандарт фэнтези — это почти всегда история с какой-нибудь формой магии. Это именно тот элемент, который отличает данный формат от любого другого. Речь может идти о колдовстве или чарах, о фантастических существах или сверхъестественных явлениях. Герои могут обладать некими сверхчеловеческими способностями или силами. Все это с разной долей условности можно определить как «магию».

Продолжаем расширять кругозор начинающих писателей. Сегодня мы добрались до урока по анатомии фэнтезийного жанра.  Предположим, вы хотите написать фэнтезийную книгу.-2

И иногда её оригинальная система может сделать ваш роман уникальным. На этом, к примеру, любит строить свои миры Сергей Лукьяненко. Вспомните, по какому принципу работало разделение на темных и светлых магов в цикле о Дозорах, или систему, где магические манипуляции отнимают у волшебника время его жизни (см. недавний его роман «Маги без времени»).

2. Хорошо продуманный мир

Когда вы пишете фэнтези, то ваша история всегда происходит в непривычной читателю вселенной. Даже если она основана на знакомой нам Земле, это всегда немножко не та Земля, которую мы знаем. Чтобы погрузить читателя в этот мир, вы должны разработать оригинальный сеттинг.

Расширенная карта Арды
Расширенная карта Арды

Разберитесь с тем, как строил свою Арду эталон миротворчества Джон Толкин. Вам не обязательно стартовать с вымышленных языков и продумывания древа их эволюции, но географию и историю своего мира вам придется разработать самостоятельно и, по-возможности, детально.

Вот несколько вопросов, на которые автору фэнтези лучше ответить сразу.

  • Как ваш мир выглядит, звучит и пахнет? Каков ландшафт, климат, архитектура, технологии и внешний вид местных жителей?
  • Каково местное население? Насколько оно многочисленно? Разделено ли оно на группы, противоборствующие политические партии или общественные классы? Как работает описываемое вами общество?
  • Кому принадлежит власть в этом мире? Подробнее об этом чуть ниже.
  • Как и где ваши персонажи попадают в новый мир, как именно они в него вписываются?

В Сети можно найти большие детализированные инструкции по придумыванию фантастических миров. Скачайте, изучите и воспользуйтесь одной из них.

3. Система сложных и интересных персонажей

Количество действующих лиц зависит полностью от вас, но если вы нацеливаетесь на цикл книг, то лучше на берегу заложить несколько главных героев и чуть большее число вспомогательных персонажей. Это обеспечит разнообразие истории, поможет удерживать интерес читателя на протяжении нескольких томов.

Продолжаем расширять кругозор начинающих писателей. Сегодня мы добрались до урока по анатомии фэнтезийного жанра.  Предположим, вы хотите написать фэнтезийную книгу.-4

Если же вы хотите максимально вовлечь читателя в более короткую историю (на книгу или две), то вам может пригодиться противоположная стратегия.

Выберите одного наиболее похожего на читателя персонажа (или просто способного у него вызвать оптимум симпатии), окружите его второстепенными героями и показывайте придуманный мир его глазами. При этом не обязательно вести повестование от первого лица (этот приём имеет известные плюсы, но не меньше и минусов для начинающего автора).

Продолжаем расширять кругозор начинающих писателей. Сегодня мы добрались до урока по анатомии фэнтезийного жанра.  Предположим, вы хотите написать фэнтезийную книгу.-5

Независимо от того, какой метод вы выберете, главное, на чем нужно сосредоточиться, — это создание сложных, несовершенных, правдоподобных, понятных и реалистичных персонажей. Несмотря на то, что ваша история происходит в фантастическом мире, персонажей все равно следует рассматривать как «настоящих людей» и развивать как таковых в рамках повествования.

Продолжаем расширять кругозор начинающих писателей. Сегодня мы добрались до урока по анатомии фэнтезийного жанра.  Предположим, вы хотите написать фэнтезийную книгу.-6

Кстати, избегайте чрезмерно клишированных фэнтезийных приемов типа мальчика с фермы, который на самом деле является «избранным», встречает старого мудрого волшебника / наставника. Если вы не готовы что-то оригинальное вдохнуть в избитые штампы, лучше их избегать.

4. Интересный конфликт

В этом смысле фэнтези ничем не отличается от любой другой художественной прозы. Хороший конфликт делает сопереживание истории более легким, глубже вовлекает читателя в сюжет книги.

Продолжаем расширять кругозор начинающих писателей. Сегодня мы добрались до урока по анатомии фэнтезийного жанра.  Предположим, вы хотите написать фэнтезийную книгу.-7

Конфликтов может быть несколько. Выбирайте на свое усмотрение.

  • внутренний конфликт, который происходит в психике вашего центрального персонажа;
  • мелкие конфликты между вашими главными и второстепенными персонажами (позволяют сделать экспозицию менее скучной, легче усваиваемой);
  • глобальный конфликт, в котором ваши положительные персонажи противостоят мощной внешней силе.

Для примера вспомните как устроена сага про Гарри Поттера. В каждой книге имеется свой собственный конфликт, а то и несколько. Но вся история из семи книг нанизана как на ось на глобальное противостояние доброго Гарри и злого Волдеморта.

Вот только не поддавайтесь соблазну придумывать конфликты исключительно ради оживления сюжета. Ваш главный конфликт должен выражатся в конфликтах помельче и быть органически с ними связан.

5. Придумайте увлекательное политическое противостояние

Кто держит власть в этом мире? Это может быть монарх, высший совет неких придуманных магических персонажей или даже (плохая или хорошая) религиозная организация. Важно решить, кто обладает наибольшей властью в вашем мире, кем он управляет и как ваши персонажи вписываются в эту систему.

Продолжаем расширять кругозор начинающих писателей. Сегодня мы добрались до урока по анатомии фэнтезийного жанра.  Предположим, вы хотите написать фэнтезийную книгу.-8

Чтобы сделать историю реалистичной, бывает полезно провести исследование реальных систем управления в различных культурах и в разные исторические периоды.

Продолжаем расширять кругозор начинающих писателей. Сегодня мы добрались до урока по анатомии фэнтезийного жанра.  Предположим, вы хотите написать фэнтезийную книгу.-9

Вспомните как блестяще Джордж Мартин переработал реальный конфликт Белой и Алой Розы в гражданскую войну на вымышленном континенте Вестерос. Политика и интриги в «Песни льда и пламени», возможно, являются ключевой движущей силой сюжета. Учитесь у лучших.

Что нас раздражает в фэнтези. Часть первая

Что нас раздражает в фэнтези. Часть вторая

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы получать в ленту больше материалов по сходной теме!