Найти в Дзене
Амир Рахманов

Архитектурный модернизм

Архитектурный модернизм (фр. modernisme , от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern » — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от художественных стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1960-е годы, когда в архитектуре стран Западной Европы и США

Архитектурный модернизм (фр. modernisme , от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern » — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от художественных стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1960-е годы, когда в архитектуре стран Западной Европы и США возникли новые тенденции искусства постмодернизма . В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture », «modern movement » или же просто «modern », используемые в том же контексте. Выражение «модернизм » употребляется иногда в качестве синонима понятия «современная архитектура».

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные течения первой половины ХХ века, как европейский конструктивизм (1910-1920-е годы), функционализм 1920—1930-х годов, и рационализм в 1920-х годах СССР, движение «Баухаус » в Германии, интернациональный стиль 1930-1950-х годов в Германии и США, брутализм , советский модернизм , органическая архитектура .

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт , Вальтер Гропиус , Рихард Нойтра , Людвиг Мис ван Дер Роэ , Ле Корбюзье , Алвар Аалто , Оскар Нимейер и некоторые другие.

Современная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Железобетон , чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 году. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений — что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Невероятно лёгкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях. В это же время было освоено строительство из металла — смелые и изящные металлические конструкции, зачастую с огромными пролётами, применялись в строительстве оранжерей, мостов, для перекрытий вокзальных перронов и больших городских рынков. Известные постройки этой эпохи, возведённые с применением металлических конструкций, — Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д. Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889) , Бруклинский мост (1883) и другие. К той же Всемирной выставке в Париже была возведена Эйфелева башня — поначалу как сугубо временное сооружение выставки, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса XIX века.

В Соединённых Штатах конец столетия ознаменовался строительством высотных зданий с металлическим каркасом (снаружи все ещё покрытым декоративной облицовкой из камня). Благодаря каркасу здания могли уже достигать высоты 15—20 этажей — при весьма «облегчённом» плане (дом Монаднок в Чикаго, 1891, арх. Дж. Рут; здание торгового дома Шлезингер & Майер в Чикаго , 1899—04, арх. Л. Салливен). Приоритетная роль в проектировании и строительстве первых высотных зданий принадлежит так называемой Чикагской школе , идеологом которой был Луис Салливен , активный поборник функционального подхода, автор знаменитого изречения «форма следует функции» (известен также и как учитель молодого Ф. Л. Райта ).

Существенную роль в развитии новых тенденций сыграло движение «искусства и ремесла » в Великобритании, вдохновителями которого были художник и эссеист Уильям Моррис , художник и писатель Джон Рескин . Значение рационального подхода в архитектуре отстаивал в своих теориях и проектах талантливый архитектор Чарльз Ренни Макинтош , лидер английского модерна, один из участников так называемой Школы Глазго .

Следует отметить также промышленный подъём в Германии, выразившийся, в частности, в образовании Объединенных промышленно-художественных мастерских в Мюнхене (1898) , в крупных Художественно-промышленных выставках (художественно-архитектурные выставки Дармштадтской колонии (1897, 1901, 1905-08), Дрезденская промышленная выставка (1899—1900 гг.) и другие).

Большую роль в развитии новых тенденций архитектуры сыграл Отто Вагнер , ведущий архитектор венского сецессиона (дворец Хойос , 1890-е гг., многоквартирные дома в Вене , конец 1890-х гг.).

Упомянутые уже «неостили», расцветшие в Европе в конце XIX — начале XX века, — немецкий югенд , сецессион в Австрии, французский ар-нуво , русский модерн — решительно порывали с прошлым, как в отношении формы, так и в отношении базовых установок. Архитектура «неостилей», с её огромными, немыслимыми раньше оконными проёмами и пролётами перекрытий, большими поверхностями остекления, смело осваивала сталь и железобетон, являясь таким образом прямой предшественницей модернизма.

Теоретическую основу движения к обновлению архитектуры и дизайна на этом этапе подготовили статьи, книги (а иногда и постройки) таких видных архитекторов и теоретиков архитектуры, как Готфрид Земпер (Германия), Анри Ван де Вельде (Бельгия), Виолле-ле-Дюк (Франция), Луис Салливен .

Архитекторы — предтечи модернизма : Чарльз Р. Макинтош , Ч.-Ф.-А. Войси (Великобритания), Отто Вагнер , Адольф Лоос (Австрия), Ганс Пельциг (Германия), Хендрик П. Берлаге , Анри Ван де Вельде (Бельгия) и некоторые другие. В Америке — Луис Салливен , а также Фрэнк Ллойд Райт . Хотя почти все они были представителями региональных «неостилей», их по праву можно считать также и зачинателями модернизма в архитектуре.

Первое в Европе жилое здание из железобетона было построено в 1904 году — это известный многоквартирный дом в 10 этажей на улице Бенджамина Франклина, 25, в Париже, по проекту Огюста Перре . Ничем не скрытый ж/бетонный каркас явственно читается на его фасаде, легком и ажурном, хотя все ещё не свободном от украшений. Огюста Перре называют во Франции «отцом бетона», он был пионером и успешным практиком строительства зданий с применением этого материала.

Однако ж/бетон не сразу завоевал признание у архитекторов, конструкции из него выглядели, по их мнению, «неэстетично» — слишком тонкими, несолидными и немонументальными. По этой причине его считали материалом непригодным для «зданий с красивыми фасадами». К овладению конструктивными и пластическими возможностями ж/бетона гражданская архитектура пришла значительно позже. Промышленный подъём конца XIX — начала XX века вызвал потребность в строительстве большого числа новых производственных предприятий и других промышленных объектов. Проектировщики, главным образом инженеры, относившиеся к новым строительным материалам без предубеждения и не связанные требованиями архитектурного украшательства, смело использовали современные конструктивные решения и ресурсы, добиваясь при этом иногда весьма впечатляющего художественного эффекта — что можно видеть, скажем, на примере «летящих» мостов швейцарца Р.Майара или выразительно-пластичных ангаров для дирижаблей француза Э.Фрейсине .

Особенно преуспевала в этом Германия, на тот момент лидер экономического прогресса в Европе. Крупный промышленный концерн AEG (Всеобшее Электрическое Общество) пригласил известного архитектора Петера Беренса на пост главного архитектора и проектировщика AEG. Его фабричные комплексы AEG в Берлине, и особенно турбинный завод, построенный им для концерна в 1909 г. — массивные, строгие, подчеркнуто монументальные здания — стали своего рода символом промышленной мощи и силы капитала.

-2

Фабрика турбин AEG, Берлин. 1909. Арх. П. Беренс

Беренс последовательно отстаивал принципы функционализма в архитектуре — так же, как и работавший в его мастерской Вальтер Гропиус , будущий создатель «Баухауза» . В 1911 году по проекту Гропиуса (в сотрудничестве с А.Мейером) была построена фабрика сапожных колодок «Фагус-верк» в г. Альфельд-на-Ляйне . Трехэтажное здание фабрики, с её огромными, вытянутыми по горизонтали окнами и безопорными стеклянными углами — что опрокидывало устоявшиеся представления о тектонике, — стало вехой в развитии нового архитектурного языка. Ещё одна заметная довоенная постройка В.Гропиуса — показательное фабричное здание, спроектированное им (совместно с А.Мейером) для выставки германского Веркбунда 1914 года. Здесь спиральные лестницы на обоих торцах здания заключены в сплошную стеклянную оболочку, разделенную горизонтальными тягами, да к тому же ещё частично скругленную, что создавало невероятный по тому времени эффект невесомости конструкции.

В целом гражданская архитектура того периода (жилые дома, городские постройки) шла ещё по пути «художественных» стилизаций — среди архитекторов были в ходу альбомы с образцами декоративных форм готики , романского , испанского стиля, неоклассики ; в России, например, также и русского национального стиля . Сейчас постройки такого рода объединяют общим термином «эклектика» . Модерн (югенд , ар нуво ), хоть и являлся в своей основе таким же «художественным» стилем, однако ему не чужды были и прогрессивные тенденции — в отношении принципа целесообразности формы, очищения плоскости стены от орнамента . В архитектурной среде велась дововольно жесткая полемика на эти темы — о необходимости решительного обновления архитектуры в связи с новыми задачами и новыми возможностями строительных технологий. Австрийский архитектор Адольф Лоос опубликовал программное, во многом провокационное эссе «Орнамент и преступление » (1913), в котором подверг разгромной критике «художественный романтизм» разного рода псевдо-стилей (также и модерна), что в то время воспринималось как резкий вызов общепринятым представлениям.

На американском континенте подобную же кампанию за обновление архитектуры вел архитектор Фрэнк Ллойд Райт . Достаточно продолжительная работа в фирме «Адлер и Салливен», под началом Луиса Салливена , первого строителя высотных зданий , идеолога рационализма , сформировала его систему взглядов, сделав его приверженцем рационального, функционального подхода. Уже работая самостоятельно, примерно с 1900 по 1917 годы он спроектировал и построил ряд довольно своеобразных частных домов — с «открытым» планом, с вытянутыми по горизонтали линиями фасадов, широкими свесами крыш — домов невысоких, как бы льнущих к земле, и невероятно просторных и уютных внутри. Эти дома получили название «дома прерий» , возможно, по той причине, что построены в основном в пустынных районах штата Иллинойс , вокруг Чикаго .

Среди лучших райтовских построек «стиля прерий» можно назвать Дом Уорда В. Виллитса , (Хайланд Парк, Иллинойс, 1902), Дом Мейер Мэй (Гран Рапидс, Мичиган, 1908), дом Айвери и Куини Кунли (Риверсайд, штат Иллинойс, 1908), дом Фредерика Роби (Чикаго, 1910). Эти и другие проекты, созданные Райтом между 1900-м и 1009 годами, были отобраны им для рекламного альбома-портфолио Wasmuth (издан в 1910 году в Берлине), благодаря которому работы Райта стали известны в Европе и оказали большое влияние на европейских архитекторов после Первой мировой войны .

Хотя достижения архитекторов-новаторов в предвоенную эпоху достаточно осязаемы, но по настоящему это лишь своего рода переходный этап, время больших открытий модернизма ещё не наступило. Разрыв между «техникой» и «искусством» все ещё присутствует, его только предстоит преодолеть. Архитектура постепенно освобождается от фасадных декораций, осваивая мышление в трех измерениях, внимание архитектора все больше привлекают проблемы взаимодействия объёмов, пространств, проблемы функциональности, «чистоты» материалов — того, что эстетика югенда обычно отодвигала на второй план. Наконец, становится очевидным, что современная техника и особенно открытие ж/бетона предоставляют архитектору такие возможности, каких наверняка не имели строители предыдущих десятилетий.