Найти тему
Артём Горбунов

Система образования. И ее реформы.

Оглавление

Нынешняя система образования стала частой темой для обсуждения. Практически под каждой статьей с данной тематикой негодование захлестнуло все комментарии. И из-за этого возникает резонный вопрос: а настолько-ли все плохо? И правда, что система образования в Советском Союзе было лучше, чем имеющаяся на данный момент? — на все эти вопросы постараемся ответить в этой статье. Также, помимо этого мы предложим вам свои варианты реформы системы образования.

1. — и одна из самых весомых проблем — это возраст, в котором дети идут в общеобразовательные учреждения.

Казалось бы, 7 лет, ум уже сформирован и пора бы уже идти в школу, набираться ума и открывать перед собой новые двери. С одной стороны это правильная позиция, но, как кажется мне, здесь преуспевает система образования Великобритании.

Дело в том, что через 2-3 года после своего рождения ребенка отдают в Детский сад, где он впервые становится частью социума, внутри которого он контактирует, взаимодействует и набирается опыта, новой информации и развивает свои возможности.

После 3-4-х лет процесса социализации в своем первом кругу общения ребенок попадает в школу, где продолжает социализироваться в обществе, изучает школьную программу для развития и по истечению этого времени выносит для себя новый урок, этап жизни. Весомых претензий к данной системе социализации и обучения ребенка у меня нет, зато единственный и главный вопрос не дает мне покоя: а для чего вообще нужен детский сад, когда ребенок может спокойно пойти в школу в 5 лет. В первые 2 года, как и в Детском саду перед школьниками не будут ставить сложных задач, они все также будут проходить языки, правописание, чтение, — и, в общем-то, все, что дает нам образование.
Данная система поможет детям быстро социализироваться, ведь они попадут в новую среду, где будут заниматься саморазвитием. Помимо этого в раннем возрасте ребенок может заинтересоваться чем-то помимо обучения. У него может появиться хобби и, к большому сожалению, во многих общеобразовательных учреждениях не развивают таланты детей и лишь в единичных случаях родители могут отдать своего сына или дочь куда-то, помимо баскетбола и волейбола.

Я не отрицаю того факта, что прогресс не стоит на месте и с каждым годом меняется мир, но по сравнению с тем, что мы имеем сейчас, увы, этого не достаточно. Большинство детей в раннем возрасте не понимают чего они хотят, а школы в первые 2-3 года обучения кроме 6 предметов ничего толкового не предлагают.

Возможно, я не прав в своих суждениях, но обучаясь в первой школе 4 года и перейдя в новую, отучившись там оставшееся время, я хочу заметить колоссальную разницу между тем, что преподавали и предлагали там и здесь.

2. — и тоже очень веская причина — отсутствие выбора.

Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда тот или иной список предметов был не особо интересен. Например, точные науки. Вы — гуманитарий, которого интересует история, чтение книг, написание эссе и все, что могло бы быть связано с гуманитарным спектром предметов. Из-за отсутствие выбора и распределение своих интересов вы обязаны продолжить обучение до 8 класса, после поступления в который вы можете выбрать ту форму обучения, которая вас интересует.
Слишком поздно, так как первый экзамен у детей уже на носу, да и к классу мы уже привыкли, нет смысла менять — думают многие родители. И я вынужден с ними согласиться. Есть-ли какой-либо смысл менять свой класс, кабинет, преподавателя и спектр первостепенных предметов, на которые делают упор в обмен на то, что вас могло бы заинтересовать. Год учебы — и нет никаких проблем. Дальше — 11 класс, самый важный этап проверки ваших знаний, которые вы получили и  вход во взрослую жизнь.

-2

Дабы ребенок понял, чего он хочет и что ему интересно, стоит ввести форму выбора в 5 классе, когда его сознание и понимание мира формируется, помогая ему опираться на свое мнение и позицию. А если через какое-то время он передумает, то позволить ему перейти в другой класс не составит труда. Все, что ему будет необходимо — пройти небольшую проверку знаний, тест, контрольную, которая подсчитает количество его баллов и поймет, на каком уровне он знает гуманитарный список предметов.

3. — отсутствие «гибкого» графика.

Часто слышал жалобы и недовольство по теме выбора предметов на день. Кто-то, например, недоволен тем, что завтра стоит русский и английский, а кто-то, наоборот, любит эти предметы, но недоволен тем, что завтра будет урок алгебры. На вкус и цвет все фломастеры разные, но не проще-ли сделать более удобную систему обучения на неделе? — нет, судя по всему, но это не является преградой для того, чтобы просто подумать над этой мыслью. Если вы не совсем поняли о чем я, то сейчас все распишу.

-3

Представьте себе прекрасный, воскресный вечер. Завтра первый рабочий день и к нему надо подготавливаться заранее. Кто-то собирает рюкзак, а кто-то готовит себе еду на рабочую смену — у всех разные планы на понедельник. И как же вы расстраиваетесь, когда понимаете, что завтра стоят самые нелюбимые предметы. Приходится, конечно, смириться с этим и все же пойти на учебу. Но если представить альтернативный вариант, при котором ребенок будет сам себе составлять график. Ему дают определенную базу предметов и определенное количество времени, которое он должен провести на занятиях. То, как он составит себе план на неделю — полностью его осознанный выбор. В понедельник, например, он хочет привести себя в форму после выходных, по этой причине лишний раз нагружать себя он не желает. Составляя себе «гибкий» график на завтрашний день, он сам решает, что его могло бы заинтересовать, расслабить и поможет придти в полностью рабочее состояние. Уже во вторник он будет бодрствовать и с позитивным настроем будет готов идти на учебу.

«Гибкий» график позволит ребенку создавать себе расписание и планировать день так, как ему будет угодно. Повторюсь, дабы не возникало инцидентов на подобии тех, кто всю неделю у него стоят физическая культура и музыка, ему дают определенное количество времени, которое он должен провести на всех уроках. Учителя же, в свою очередь, будут находится в аудиториях, которые будут напоминать те, что есть в институте. Так ребенок сможет привыкнуть к такой обстановке и справиться со своими страхами, например, со зрительским вниманием, ведь для того, чтобы твою точку зрения и поняли, а также вступили в диалог, нужно, чтобы тебя услышали.
Чтобы ребенок не забывал об этом, был более ответственным и уже понял, что он находится не в детском саду, а в школе, данную систему можно ввести для всех, кто обучается с 5 по 11 классы.
Также при введении гибкого графика должна измениться форма постройки школ. Маленькие классы сменяться большими аудиториями. Также данная форма поможет разобраться в том, какие предметы ему интересны, и в зависимости от количество время, которое он посещал их, это поможет ему сделать выбор с поступлением в университет, курс и работу.

4. — Учителя и пара слов про предметы, учебники.

Наверное, учителя являются одной из главных причин, по которой тема школы, да и образования, в целом, стала такой обсуждаемой. Сколько же на моей памяти было скандалов с учителями, разбирательств и перевода ребенка в другой класс, а иногда и школу — и все это, как вы понимаете, из-за одного или пары преподавателей.
Говорить долго об этом не стоит, ведь, как мне кажется, суть довольна ясна — каждый второй учитель является ребенком эпохи Советского союза, где форма ведения предметов и образования была другой. Навыки, освоенные тогда, используются сейчас, только в роли учителя выступают уже они. От того, как учитель ведет урок, как он взаимодействует с аудиторией, которой он все и объясняет, о предмете, который он ведет, складывается впечатления и мнение, которого они придерживаются. Главное — заинтересовать. Без интереса ребенок вряд-ли что-то начнет делать, а если и будет, то это, в любом случае, поводом для радости не будет, ведь принудительно заставить его что-либо делать равносильно тому, что вы через избиения будете демонстрировать свою любовь. Если убедительно и интересно подать материал, вы поможете ребенку найти в себе силы и стремление к изучению чего-то нового.

Учебники, по которым ведется процесс ознакомления, чаще всего, являются устаревшими и не способны заинтересовать ученика нового поколения. Иногда видно эхо тех лет, которое осталось на страницах, абзацах и строчках в книгах. От этого и пропадает интерес, так как ничего нового нет, а имеющееся ничего, кроме однотипных задач предложить не в силах.
Множество информации, которая переходит из уст в уста является неактуальной и не способной заинтересовать. Времена меняются, мир вокруг тоже. И, честно говоря, вместо 5 уроков алгебры можно было бы маркетинг, дизайн и IT — все это профессии будущего и совсем скоро большинство предпочтет удаленную работу, чем завод, офис и школьную парту.

Нет упора на прогрессивность и перемены, все делается по определенному своду правил, по «книжке» — и поэтому всем приходится брать информацию у сторонних источников, а те, кто уходят в самозанятость, самоизучение и саморазвитие преуспевают намного больше, чем те, кто предпочел остаться в тех условиях, что предложило государство.

Подводя итог, хотелось бы уточнить, что это только мои мысли и как было сказано в статье: времена и мир вокруг меняются. То, чего не было раньше, имеется сейчас. Не везде, разумеется, но это не повод останавливаться — это еще один повод для продвижения новых идей, специальностей и развитию интересов детей, обучающихся дома.

5 — отмена государственных экзаменов.

С момента появления первого и обязательного государственного экзамена прошло уже 20 лет. За это время споров, мнений и рассуждений было огромное количество. Люди разделись на два лагеря: есть те, кому данная идея и те, кто выступает против нее. Мое мнение, возможно, будет выглядеть слишком топорным, но на то оно и мое, что я могу порассуждать и сказать, по какой причине данную проверку стоит отменить.

Во первых, детские нервы, боль, время и страдания никак не сравняться с тем, что в итоге получается в качестве результата. Многие остаются до 11-ого класса, а после поступают в универ, где отучившись 4 года, они не идут работать по специальности. Разумеется, что есть и те случаи, когда человек осознанно идет на тот или иной факультет, а в будущем связывает свою жизнь с выбранной специальностью. Но, как мне кажется, что очень трудно согласиться с тем мнением, которое основывается на том, что в большинстве случаев так не происходит. И все это по совокупности разных причин, как и личных, так и экономических. Дабы избежать подобных случаев, когда подросток просто не выдерживал и срывался, при этом уже потратив приличное количество денежных средств из бюджета родителей, данные экзамены стоит отменить и ввести внутренние, которые будут обязательны к написанию при поступлении ребенка в учебное заведение. Конечно же будут какие-то правила, исключение предметов, усложнение или облегчение — и так далее. Но, как мне кажется, это гораздо разумнее, чем тратить большую часть процесса обучения на написание пары тройки листов с кучей заданий.

Если это и является проверкой знаний, то, как я написал выше, данные экзамены можно сделать в качестве вступительных. И если уж по теме ЕГЭ вопросов выступает огромное количество, а по ОГЭ, наоборот, меньше, то второй можно оставить в качестве проверки знаний. И уже от баллов, полученных после полной проверки будут идти основания: перейдет-ли ребенок в 11 или 10 класс или же нет.

Благодарю за прочтение.