Доброго времени суток, дорогой читатель, в этой статье я расскажу о причинах, целях и сути опричнины Ивана Грозного.
Если у тебя нет времени, или просто лень читать статью, можешь посмотреть мой ролик на эту тему, заранее спасибо за просмотр.
Если тебе понравилось видео, обязательно подпишись на мой ютуб канал - там еще много интересного про историю славян, Древней Руси и Российской Империи, и оставь свой комментарий под видео - все читаю и это очень меня мотивирует.
Как нам известно, жизнь в минувшие столетия (как минимум у европейцев) была куда тяжелее, чем сегодня. Основная причина тому – боле низкий уровень развития медицины, меньшая производительность труда и прочие издержки отсутствия современных технологий. Однако помимо всего вышеописанного неслабо утяжелял жизнь куда более высокий уровень жестокости. В современном обществе невозможно представить, чтобы в цивилизованной стране официально, на государственном уровне применялось, к примеру, четвертование, колесование или, скажем, сажание на кол. Для 16 же века, подобные процедуры были в порядке вещей или как минимум не вызывали массовой истерии. Естественно, что при таком раскладе, события, которые сегодня назвали бы массовыми репрессиями, террором и в ряде случаев даже геноцидом, в прошлом происходили регулярно. Нашу страну подобные ужасы не обошли стороной, и одним из них была опричнина Ивана IV Грозного.
Начнем с небольшой предыстории этих трагичных событий. На следующий год после взятия Казани в 1552 Иван IV серьезно заболевает. Понимая, что больной правитель крайне слабо держит власть в своих руках, да еще и имеет все шансы умереть, либо быть под шумок убитым, не передав власть по наследству, он решает перестраховаться и повелевает боярам присягнуть на верность молодому царевичу Дмитрию. Этим приказом он планировал убить двух зайцев сразу, во-первых – гарантировать престол своему наследнику, во-вторых - сделать бесполезным возможный заговор, ведь если царь и умрет, будет кому сразу же заполнить вакуум власти. Бояре прекрасно понимали, что к чему и естественно присягать на верность князю не хотели, от части этому способствовал еще тот факт, что наследнику не было и года от роду.
Прекрасно осознавая, чем вызван отказ, Иван Васильевич сильно изменился, он и до этого был достаточно подозрительным человеком, а теперь, столкнувшись лицом к лицу с настоящим предательством, еще больше усугубился в своей мнительности и, надо сказать, что у него были на то все основания.
Но это были только зачатки, настоящим поводом или как бы сейчас сказали, триггером к опричнине послужили события, произошедшие лишь спустя десять лет. В 1563 году умирает митрополит Макарий, пользовавшийся благоволением царя и убеждавший его в верности двора, приемник же наоборот активно царя критиковал и, принимая сторону бояр, также открыто высказывавших свое недовольство. Кроме того в следующем году князь Курбский открыто предает Ивана IV и уходит на службу в Великое Княжество Литовское и более того, уводит с собой многих полководцев. Такого предательства не выдержал бы не один правитель, что уж говорить о человеке, который уже встречался с чем-то подобным. Решение было однозначным – независимость бояр надлежало ликвидировать (до этого их положение было схоже с положением полководцев в Древнем Риме, что стоило последнему большого количества пролитой крови).
Началась опричнина в 1565 году с покидания Москвы Иваном Грозным. Перед отъездом царь оставил две грамоты, в первой он обращался к боярам и духовенству, обвиняя их в государственной измене, во второй – к простому люду, в которой свое отсутствие объяснял действиями элит. Как итог, в Александровскую слободу под влиянием народа были направлены бояре дабы вернуть царя обратно. Последний же согласился вернуться только при условии, что получит безусловную власть и построит новый государственный строй – самодержавие. Для этих целей все земли русского царства были разделены на два вида – земщина, земля принадлежащая боярам, и собственно опричнина – земля, отобранная у бояр в пользу государство. Надо отметить, что в последнюю входили самые лучшие центральные территории и их площадь постепенно увеличивалась. Смыслом этих действий было лишение бояр экономического фундамента, и как следствие, уменьшение их реальной власти.
Естественно подобные действия не могли не вызвать недовольства высших сословий, которые открыто высказывали свое несогласие с подобной политикой. Для противодействия им было создано специальное военное подразделение «опричники». Изначально их численность составляла тысячу человек, однако впоследствии штат расширился до шести. Их основная задача, по замыслу царя, заключалась в том, чтобы «грызть» всех изменников и «выметать» измену из государства. Именно отсюда и пошли те символы, которые непосредственно связаны с опричниками – собачья голова и метла.
В 1566 году на земском соборе царю была передана челобитная с просьбой прекратить опричнину, в ответ на что казнены были все, кто был связан с этим документом. Подобная жестокость заставляет митрополита сложить с себя сан, а его приемник будет отправлен в ссылку уже через несколько дней. Но самые страшные события были еще впереди – в 1569 Иван Грозный травит двоюродного брата – потенциального заговорщика имевшего все шансы занять престол Владимира Старицкого. После чего отправляется в опричный поход на Новгород, который заподозрил в измене и намерении перейти в польское подданство. Жертвами этого похода стали по меньшей мере полторы тысячи человек, однако некоторые историки считают эти цифры сильно заниженными.
По возвращении в Москву, моховик репрессий раскрутился с новой силой и, как это обычно бывает, палачи сами стали жертвами – казнены были в том числе и многие видные опричники, а члены их семей подвергались преследованию. Причем зачастую царь лично придумывал и назначил особо изощренные казни.
Причиной отмены опричнины послужил поход Крымского Ханства на ослабшую Москву. Не сумев собрать достаточное для защиты столицы войско только из опричников, Иван IV был вынужден формально отменить опричнину, дабы совместно с земскими полками отомстить за разграбленную Москву в 1572 году. Однако практические репрессии продолжались до самой смерти царя.
Подводя итоги можно сказать, что это один из самых неоднозначных эпизодов в нашей истории и одно из самых неоднозначных политических решений. Несомненно, что массовые казни это совершенно ужасно, но учитывая предысторию этих событий, сложно назвать их беспричинными, к тому же возможно (хотя и крайне маловероятно), что пострадавшие бояре действительно были заговорщиками. Также неоднозначны последствия: с одной стороны подобные чистки сильно ослабили страну, чем не преминули воспользоваться соседи; с другой опричнина породила самодержавие – крайне эффективную форму государственного устройства.