Быть писателем сегодня куда проще, чем века эдак 1,5 назад. Особенно, если не гнаться за длинным рублём, а писать в своё удовольствие. Вот только одно дело, если такой писатель развлекается на ниве молодежного фэнтези, и совсем другое - исторический роман. Тут без кропотливой работы в архивах и тщательного изучения периода не обойтись, чем пренебрегают все многие. Пренебрежение это влечет за собой море проблем. Стоит читателю увидеть знакомое имя, как он начинает доверять всему, что прочитает дальше. А насколько это достоверно? Как показывает история, всё следует подвергать сомнению. И вот почему...
1. Композиционная логика
Какое яркое историческое событие ни возьми, везде сначала идут долгие секретные разговоры в темных комнатах и только потом - фееричная развязка. Для литературного произведения такое развитие событий - катастрофа! Редкий читатель готов терпеть вялотекущее повествование, сколь бы точным с исторической точки зрения оно ни было. Другое дело - приключения. Вот где душа читательская разворачивается на полную катушку. И пусть с реальностью у описываемого не будет ничего общего, но азарт, кураж! Дюма эту аксиому уловил лучше остальных и пользовался ею напропалую. Вспомните хотя бы "Три мушкетера". Кому интересны мотивы кардинала Ришелье, когда Д'Артаньян уже мчит за алмазными подвесками?
2. Ирреальность важности
Если в произведении есть главный герой, то он главный без вариантов. И вот мы получаем выдуманную фигуру, встроенную в некоторые исторические обстоятельства и играющую в них едва ли не первую скрипку. От реальности эта фигура бывает далека, как Плутон от Солнца. Рука писателя, особенно мастера, способна это расстояние сократить до чрезвычайности. Диву даешься, насколько достоверными выглядят персонажи, и волей - неволей веришь. В конце концов, почему не могло быть именно так?! И снова возвращаемся к Дюма за примером. Его "Кавалер Красного замка" прекрасно иллюстрирует события Великой Французской революции. НО! Вольности, допускаемые автором в обращении с историческим материалом, ни в какое сравнение не идут с самыми смелыми фантастическими романами. То несколько заговором объединены в один, то персонажи поменяны местами. А уж о главных героях, которых слепили из почти полусотни разнообразных исторических личностей и говорить не стоит! Но выглядит очень правдоподобно, а уж читается и подавно.
3. Подмена личности
Оставим персонажей вымышленных, перейдем к героям реальным. Насколько они правдоподобны в художественном тексте? Условно 50%, но бывает и меньше. Всё дело в том, что для писателя важна не личность в целом, а некая её черта. Она должна быть яркой и полезной для сюжета. Остальные же стороны личности не столько скрываются, сколько просто не берутся в расчет. Тогда читатель не отвлекается на незначительное (пусть даже в реальности оно имело большое значение) и погружается с головой в замысел автора. Как нельзя лучше в качестве примера подходит роман Валентина Пикуля "Нечистая сила". В романе нет ни одного придуманного автором персонажа. Григорий Распутин, Николай II, императрица Александра, Столыпин - все совершенно реальные, но в восприятии Пикуля однобокие. Императрица взбалмошная, император - подкаблучник, Распутин - похабник и т.д. Трудно себе представить, чтобы такие недоразвитые личности могли быть эпицентром страшнейших событий в истории России.
При всем вышеперечисленном, исторические романы делают одну из важнейших вещей в наше время - пробуждают интерес к истории. За это им можно простить множество неточностей.
Спасибо, что были с нами!
Сборник "Истории, рассказанные вполголоса"
Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии.