Тетради, тетради, тетради....ну просто кругом голова. Это не просто тетрадь. Это "лицо" ученика. И от того как учитель его научил писать в ней и оформлять, то потом учитель и получает взамен
Знаете, приятно конечно когда тетрадь аккуратная, чистая и каллиграфическим почерком написан текст по русскому языку и примеры по математике. Всё настолько радует глаз, что проверка проходит достаточно быстро и легко
Особенно по русскому языку, я в предыдущих статьях рассказывала о системе Веры Илюхиной, обучаясь по которой в будущем можно легко качественно и быстро проверять тетради учителю, а ребёнку комфортно и грамотно писать
Но, бывает так, что и тетрадь открывать неприятно, грязь, буквы в разные стороны, листы жирные, порисованные
Что же делать? Не проверять то нельзя. Но и физически это выполнить невозможно. Порой проверка тетрадей доводит учителя до нервного срыва
Но есть некоторые "хитрости" которые помогут учителям при проверке тетрадей. Я сама их использую и вам советую - обращение к учителям, которые возможно читают статью
- Все, что может быть проверено в классе, должно быть проверено в классе. Для этого подходят самые разные приемы: образцы правильного выполнения заданий на доске, орфографическое проговаривание, мгновенная проверка записанного с помощью сигнальных карточек, перфокарты.
- Возвращать тетрадь ученику нужно не позднее следующего дня, так как только в этом случае устанавливается быстрая обратная связь. Хотя порой это бывает очень сложно, особенно в 4 классе, тем более если это сочинение или контрольная. Но с другой стороны тетради отданные через неделю, а то и через две, никому не нужны. Еще в большей степени это относится к тетрадям рабочим
- Начинать любую следующую работу надо с исправления уже допущенных ошибок. Иначе благородный труд проверки тетрадей и в самом деле превратится в труд Сизифа . Кстати, работа над ошибками -один из сложных видов письменных работ для ученика
Может стоит прислушаться к ним. Не так уж они и невыполнимы
Мне кажется что проверку тетрадей надо постараться превратить в… удовольствие. «А что они там сегодня написали? Чем порадовали? Много ли ошибок? Не прошел ли урок даром? Поняли ли тему?»
Именно эти и другие вопросы я задаю себе, глядя на стопку тетрадей.
Этот приём дает, как правило, положительные результаты. В самых что ни на есть обычных тетрадях часто можно найти не только гору ошибок, но и множество маленьких открытий, ведь тетрадь, в отличие от учительского конспекта, – фотография деятельности ученика, я об этом говорила в самом начале статьи. Она поможет скорректировать следующий урок, увидеть свои просчеты и ошибки
К проверке тетрадей не следует относиться как к некоему священному делу, которое должно отнимать все силы и время учителя. Я положила себе за правило: на одну тетрадь тратить не больше минуты , тогда всю пачку можно проверить всего за полчаса
Возможно знакома ситуация, когда списывают домашнее задание с Интернета, т.е. готовая работа , в которой нет необходимости напрягать свой мозг «С какой целью он это делает? – обычно спрашиваю я. Ведь ребёнок попросту все спишет». И выключают некоторые родители Интернет, и заставляют думать и решать самим. А ведь ответы даны не просто так. Они нужны для самоконтроля и самопроверки знаний, они позволяют школьнику работать спокойно, не бояться того, что можешь ошибиться, а еще позволяют каждому работать в своем темпе: «черепахам» не спешить, а «ланям» бежать так, как это свойственно их природе. И вот тут списывая, ребёнок может перерешать то что он списал и проверить уже готовый материал
Некоторые домашние работы я просто просматриваю, попутно для себя отмечая тех, кто списал «точь-в-точь как в ответе». Опыт показал, что спустя некоторое время интеллектуально пассивные дети тоже перестают списывать, переходя на уровень интеллектуально активных, так что пусть пока списывают.)
Можно ещё использовать самоконтроль, да, даже начиная ч 1 класса. Возможно вас это удивит. На самом деле эти вопросы взаимосвязаны. И дело, конечно, не только в том, чтобы разгрузить учителя. Постоянный самоконтроль включает внимание и помогает воспитать такие важные качества личности, как самостоятельность и ответственность. Это знают все мои ученики, которые учатся у меня
Я предлагаю вам оглянуться назад и задать себе вопрос: «Не слишком ли много сил мы тратим на проверку тетрадей? Не стоит ли это дело чуть-чуть упростить, чтобы осталось время и на походы в кино, и на прогулки с мужем, и, наконец, на творчество?»
Ведь рутинная работа больше всего убивает ту способность в человеке, которая называется творчеством