Все мы с рождения (и даже во внутриутробном периоде) нуждаемся в любви!
Любовь и порождаемые ею внимание, забота, ласка, защита, поддержка необходимы нам для здоровой, физически и психически полноценной жизни как воздух, свет, вода, еда…
Работая с людьми – супружескими парами или родителями детей, я часто вижу, что в отношениях мало или практически нет любви. В общении присутствуют взаимные упреки, обвинения, манипуляции, обиды, гнев и др., но нет любви… Когда я спрашиваю людей, любят ли они друг друга и что для них означает любовь, что значит любить близкого и чувствовать себя любимым, каким образом проявляется, выражается любовь по отношению к другому, люди теряются в ответе на эти вопросы…
Любовь – самая популярная тема для фильмов, романов, стихов, картин, заметок и пр. Любовь неоднократно исследовали и сейчас исследуют многие отечественные и зарубежные ученые в целях постичь многогранный феномен любви, определиться в понятиях, видах, типах, источниках и причинах любви/нелюбви и других вопросах.
На сегодняшний день в психологии нет однозначного определения любви.
Можно встретить описание любви как чувства, эмоции, как потребности. Любовь определяют через привязанность, в некоторых источниках любовь интерпретируют как вид психологической зависимости и даже как психической болезни.
В отношениях, в общении людей наиболее важен как чувственный, так и деятельностный аспект любви, то есть то, как и каким образом Вы выражаете любовь по отношению к другому, имеете ли способность давать и принимать любовь.
Способность любить, способность давать и принимать любовь формируется с рождения.
Ребенок, любимый своими родителями, окруженный вниманием и заботой, поддержкой родителей, поминанием родителями его интересов, эмоций и чувств, признанием его ценности, индивидуальности, чувствует и знает, что значит быть любимым и любить. Ребенок, видящий, наблюдающий, воспринимающий проявления любви родителей по отношению друг к другу, чувствует и знает, как можно выразить свою любовь к другому. Знание того, что ребенок любим родителями, дает ему чувство уверенности, защищенности, безопасности, формирует психологическую базу для когнитивного и эмоционально-личностного роста, дает важный психологический старт, толчок к полноценному развитию, гармоничной и успешной жизни.
Спросите себя:
- Любите ли Вы?
- Что лично для Вас означают слова «любовь» и «любить»? Как Вы сами понимаете (определяете) любовь?
- Каким образом Вы выражаете любовь к близким людям?
- В каких ситуациях Вы выражаете любовь к близким людям?
- Нужны ли Вам какие-то условия для выражения любви к близким людям? Если да, то какие?
- Как Вы знаете (узнаете), что Вы любимы другими?
- Если Вы не любите, то с чем связана Ваша нелюбовь?
- Даете ли Вы любовь другому?
- Принимаете ли Вы любовь другого?
Если Вы любите, то Вы определенным образом действуете по отношению к любимому человеку, используя в общении вербальные и невербальные средства.
Любовь выражается через:
– внимание к другому, внимательное отношение к потребностям, чувствам, эмоциям, интересам, целям, желаниям другого. Если Вы внимательны, например, к своему ребенку, то Вы знаете, в чем нуждается Ваш ребенок, что он чувствует в настоящий момент, что для него важно, интересно и др.;
– заботу о другом, заботу не только о физическом самочувствии (ребенок сыт, здоров, физически развит), но и психологическом самочувствии и состоянии в том числе. Забота связана с интересом к любимому человеку. Если Вы любите своего ребенка, то Вы заботитесь о том, чувствует ли ребенок радость, счастлив ли он, имеет ли он друзей, имеет ли общение по интересам, чего он стремится и желает достичь, нужна ли ему помощь, совет, рекомендация, поддержка родителей?;
– поддержку в непростой или сложной ситуации; сочувствие и сопереживание любимому человеку; ободрение, веру в положительный исход в разрешении проблем; демонстрацию оптимизма, заражение оптимизмом;
– помощь, когда в ней другой нуждается; умение спросить, предложить свою помощь, умение прийти на помощь в нужный момент также является проявлением Вашей любви;
– ласку, которая выражается в нежном, любящем, искреннем, теплом, милом (и т.д.) взгляде; прикосновениях, поглаживаниях, объятиях, держании за руки; мягких, нежных, добрых интонациях в голосе; поцелуях в лоб, щечки, губы, носик.... О ласке не стоит забывать, как о важном средстве выражения своей любви. В эпоху Советского Союза в силу определенных политических, социальных и культурных действовавших в то время норм было не принято проявлять любовь через ласку, прикосновения, объятия, поцелуи. На тему любви и секса действовало строгое табу. Многие дети в этот период выросли в большом дефиците ласки со стороны своих родителей, усвоив установки, что обнимать, поглаживать, целовать ребенка – это не принято, не красиво, постыдно, запрещено, избалует. Эти уже взрослые родители еще долгое время и ни в одном поколении транслировали дефицитную на ласку любовь своим детям, лишая их важной составляющей любви;
– защиту, которая означает быть на стороне любимого человека, быть на стороне ребенка, ограждать от пассивной и тем более активной агрессии, травли со стороны других людей;
– совместное качественное и интересное времяпрепровождение, совместный отдых, совместные дела по интересам, совместные игры с детьми, что формирует чувство единения, что особенно важно в вопросах сохранения семьи. Этот способ выражения любви вовсе не предполагает полного слияния с другим и совместное проведение времени в противовес и ущерб своим желаниям и интересам, но предполагает выделение времени на совместные увлечения, равно как и на свои собственные;
– личный разговор, в котором важно проявлять умение слушать и слышать друг друга, слышать, чего хочет и желает взрослый человек, ребенок, чем живет, чему радуется, о чем мечтает, какие цели ставит… Практика консультирования показывает, что многие пары не умеют находить время на личное общение, не умеют строить и вести личный разговор. Личный разговор с партнером, ребенком при правильном его построении будет способствовать тому, что Вы приобретете способности договариваться по спорным вопросам, овладеете умениями находить компромиссы, уступать, обсуждать самые важные, глубоко личные темы;
– подарки по поводу и без исходя из потребностей, желаний и интересов другого;
– слова любви, приятные слова, похвала, одобрение. О своих чувствах, о любви нужно говорить. Если Вы тепло, искренне, с радостью и нежностью в голосе не говорите ребенку о своих чувствах любви, он не будет знать, что его любят, он не будет чувствовать, что он любим. В партнерских отношениях признания в любви в зависимости от ситуаций также очень важны.
Развивайте в себе способность любить, способность давать и принимать любовь. Активно выражая любовь к другим, Вы делаете себя и своих близких более счастливыми!