Существует ли феномен «сглаза»? Когда один человек считает, что другой человек его «сглазил», т.е. совершил поступок или действие, приведшие к тому, что у первого человека, что то не получилось.
Определение я привёл довольно запутанное, но именно таким, паранормальным явлением как «сглаз», можно объяснить случай произошедший с русской военной эскадрой в ночь с 21 на 22 октября (по новому стилю) 1904 года.
В 1904 году на Дальнем Востоке разгоралась русско-японская война, большая часть русской тихоокеанской эскадры оказалась запертой в Порт-Артуре. Поэтому, было принято решение отправить на помощь дополнительные морские силы в виде 2-й тихоокеанской эскадры.
В состав эскадры входило 7 броненосцев, восемь крейсеров, несколько эскадренных миноносцев и разных транспортов, всего около 35 вымпелов. Командовал эскадрой вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский.
Русско-японская война для России началась и проходила довольно нервозно. Успехов практически не было, наоборот, чего стоила одна гибель новейшего броненосца «Петропавловск» с командующим С. О. Макаровым на борту.
Переброска такой большой эскадры через половину земного шара - задача не простая. Вдобавок накладывались сложные отношения с Великобританией, которая активно поддерживала Японию и недавно подписала с ней договор о военном сотрудничестве.
Ещё до выхода эскадры, муссировалась тема провокаций и была информация о намерениях японцев воспрепятствовать походу.
Всё это создавало нервозную обстановку. А имеющаяся информация, о постройке и оснащении на английских верфях 7 или 8 миноносцев для флота Японии, только усилило веру в возможность провокации или даже прямого нападения на эскадру.
В такой обстановке, при проходе эскадрой около Доггер-банки, в Северном море, ночью 22 октября, произошла трагедия, впоследствии получившая название – Гулльский инцидент.
При проходе мимо рыболовной флотилии из 22 траулеров с горящими опознавательными огнями один из отрядов эскадры заметил два миноносца, шедших в атаку на флагманский броненосец. Дело было ночью, атакующие шли без огней, под прикрытием темноты.
Вдобавок, вечером предыдущего дня, неизвестные по радио, представившись плавучей мастерской «Камчатка», передав, как позднее выяснилось, ложную информацию об обнаружении вблизи эскадры неизвестных миноносцев, пытались выяснить местонахождение флагманского броненосца «Князь Суворов».
После этого на эскадре был отдан приказ усилить бдительность и готовиться к возможной атаке миноносцев.
Из-за всех этих событий не удивительно, что не дожидаясь момента получения торпеды в борт, командующий эскадрой вице-адмирал З. П. Рожественский - отдал приказ открыть огонь.
Пока разобрались, что это не миноносцы (или эти миноносцы скрылись), один британский траулер был потоплен, пять получили повреждения, были раненые и убитые рыбаки.
Международная комиссия, разбиравшая это дело, установила, что огонь вёлся около 15 минут, за это время израсходовано около 150 снарядов разного калибра и 1800 пулемётных патронов.
Около недели иностранная пресса и английская дипломатия активно раздувала скандал. Британская дипломатическая газета "Globe", с ядовитым сарказмом, называла эту трагедию "...первым успехом русского флота".
Дело грозило перейти в « casus belli », но довольно быстро, после материальной компенсации семьям британских рыбаков, русской дипломатии удалось погасить конфликт.
А русская эскадра к этому моменту была уже далеко, двигаясь по маршруту…к своей гибели, в водах Цусимского пролива 27-28 мая 1905 года.
Вот и не верь, после этого, в «сглаз».
Легенда о возникновении Санкт-Петербурга.
Как погиб броненосец "Петропавловск". Трагедия в Жёлтом море.