Найти тему
Science & Future

Разбираем причины жёсткой посадки и взрыва Starship SN10

Оглавление

Несколько идей подкинул Илон Маск, рассуждая в twitter, а кое-что даже на себя взял.

Жёсткая посадка, которую не выдержали опоры, случилась из-за того, что тяга была ниже, чем та, которая была выдана командой бортового компьютера. Именно поэтому прототип ударился о бетон посадочной площадки слишком жёстко (на скорости 10 м/с). Пока непонятна причина такого поведения двигателя, хотя тут Илон Маск решил, что виноват лично он.

Об ошибке Илона Маска

Согласно его предположениям, в двигатель попал гелий, которым нагнеталось давление в посадочном баке (в нём, напомню, метан), именно поэтому тяга и была ниже необходимой.

Гелий в малом баке использовался для снижения расплёскивания, которое случилось во время испытания предыдущего прототипа. Себя Илон считает виноватым из-за того, что разрешил использовать гелий, ведь, хоть идея и казалась неплохой, риски, по его словам, были вполне понятны. Как это могло произойти?

Для снижения расплёскивания были установлены переборки в малом баке, но одна из них могла плохо сработать, из-за чего гелий и попал непосредственно в двигатель, снизив итоговую тягу.

Если бы использовался наддув газообразным метаном, то его пузыри, захваченные в топливопровод из-за плохой работы переборки, скорее всего, просто перешли бы в жидкое состояние.

Более того, при включении двигателей для посадочного переворота, было видно зелёное пламя, как при испытании SN8. В камере сгорания одного из двигателей, из-за недостатка метана, температурный режим превысил допустимые нормы. Из-за этого начали плавиться стенки камеры сгорания, добавив меди в огонь, ионы которой и окрасили пламя в зелёный цвет.

Маск сообщил, что в следующий раз во время посадки будут задействованы два двигателя, а, если понадобится, будет перезапущен и третий. И вот тут непонятно, будет ли и дальше использоваться гелий.

Про посадочные опоры

Собственно, ничего удивительного в том, что не все опоры зафиксировались, ведь нагрузка на них при посадке вышла за пределы допустимой, так как SN10 врезался в площадку, напомню, на скорости 10 м/с. Тем не менее, перед установкой на стартовый стол следующего прототипа (SN11), сотрудники Space X протестировали фиксацию каждой опоры.

Так или иначе, все выявленные ошибки будут учтены, так что ждём следующего «прыжка».

Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.