фрагмент книги "Огненный шторм над Севастополем"
Вундерваффе для Манштейна
Начну с обширной цитаты из книги А.Ф.Хренова «Мосты к победе»: «Я с жадностью взялся за работу, которую любил и для которой всегда ухитрялся выкраивать время за счет сна и отдыха. Созрело также решение применить против немецкой обороны новое оружие — сухопутные торпеды. Такие торпеды представляли собой серийные танкетки с дистанционным управлением по проводам длиной 600 метров. Вооружение было снято, его заменял заряд взрывчатки.
Выпуск этих торпед наладили на одном из московских заводов. Энтузиастом внедрения их в производство стал главный инженер завода А. П. Казанцев, получивший в дальнейшем широкую известность как писатель-фантаст. Работая в Москве, я познакомился и подружился с ним. Оказавшись в Симферополе, в управлении 51-й армии, я вспомнил о новом оружии и послал на него заявку в наркомат. На мой запрос откликнулись удивительно быстро. Буквально через несколько дней в сопровождении самого Казанцева в Крым прибыла партия танкеток. Шесть штук я распорядился оставить в Севастополе, остальные направили в Симферополь. В те трудные, до предела загруженные дни я все же сумел вырвать несколько часов, чтобы провести учения по применению торпед.
Результаты учения обнадеживали. Танкетки были послушны в управлении, резво двигались по грязи, по размытому дождями грунту. Довольный, Казанцев улетел в Москву. А мы... Мы так и не успели использовать это оружие, предназначенное для воздействия на оборону неприятеля. Гитлеровцы прорвали фронт. Боевое применение торпед стало попросту невозможным.
И вот теперь, как мне казалось, настал подходящий момент, чтобы наверстать упущенное. Речь, понятно, не шла о решении каких-либо серьезных задач. Ставка делалась главным образом на моральный эффект.
Пустить торпеды в дело решили на левом фланге, в четвертом секторе. С комендантом сектора полковником А. Г. Капитохиным (он недавно сменил В. Ф. Воробьева на посту командира 95-й дивизии) мы обошли передний край, тщательно выбирая цели для атаки. Из трех целей, на которых остановились, наибольший интерес представлял крупный дзот. Стоял он на окраине бывшего нашего аэродрома за Белвбекской долиной, в районе Любимовки. Местность между ним и нашими окопами была открытой и ровной.
Торпеды находились на вооружении радиотехнического взвода лейтенанта Лёха — того самого взвода из состава 82-го саперного батальона, что произвел дистанционный взрыв в Одессе. В пору затишья бойцы не раз тренировались в управлении танкетками и были вполне подготовлены к их боевому использованию.
Рано утром 27 февраля три пары танкеток выползли из укрытий и, урча моторами, двинулись к немецким позициям. Вперед вырвалась пара, направлявшаяся к дзоту. Мы не отрывали от нее глаз.
Легкие машины, не вооруженные ни пушками, ни пулеметами и идущие как ни в чем не бывало по ничейной земле, вызвали у противника сильнейшее любопытство. Когда они вошли в полосу вражеской обороны, солдаты повыскакивали из укрытий и побежали рядом с танкетками, видимо стараясь понять, что это за диковинные штуки. Но тут самоходные торпеды приблизились к дзоту, и бойцы-операторы включили взрывные устройства... До сих пор жалею, что мы не догадались сфотографировать это зрелище. Произведенный эффект заслуживал того. Дзот смело с лица земли. Не уцелело никого из тех, кто бежал за танкетками: осколков при взрыве оказалось великое множество.
Вторая пара танкеток сработала хуже. Ей пришлось преодолевать овражек, и, когда танкетки выбрались из него, немцы открыли огонь. Торпеды пришлось взорвать до того, как они сблизились с целью вплотную. Разрушений они причинили не так много. Третью пару противник встретил точным артиллерийским огнем. Обе танкетки взорвались от прямых попаданий снарядов.
Мы не планировали использовать тактический результат этой атаки, поскольку не представляли, каким он окажется, ведь оружие применялось впервые в реальных боевых условиях. Но моральное воздействие, которое оно произвело на противника, превзошло наши ожидания.
Через два дня я получил телеграмму из Москвы от Л. З. Котляра, возглавлявшего тогда Инженерное управление. Ставка, писал он, требует доложить, что за оружие и с каким боевым успехом применено на севастопольском плацдарме. Из записей радиоперехвата стало известно, что Манштейн донес в Берлин о нашей атаке, а Гитлер в ответ приказал начать охоту за взрывоопасными танкетками, чтобы раскрыть их секрет. Приказ этот был невыполним: сухопутных торпед мы больше не имели» .
Эпизод любопытный, и особенно любопытна фраза про приказ Гитлера. В советской исторической традиции принято указывать, что русские инженеры были пионерами во всем, и лишь потом, иностранцы перенимали наши изобретения. Утверждалось, что «Пантера»- немецкая копия Т-34, немецкая реактивная артиллерия -копия советской БМ-13, установка пушек на самолетах -советская идея, которую переняли немцы. Утверждалось, что противотанковые ружья - советское изобретение.
То же самое писали и о «сухопутных торпедах»- танкетках- носителях подрывных зарядов. И, вроде бы, мы действительно, были первыми, т.к. противник применил аналогичные «новшества» только в 1943 году, т.е. на год позже. На самом деле, это легенда, каких в советское время бытовало много. Идея была старой: В 1915 году французы разработали танкетку Torpille Terrestre для подрыва вражеских объектов. Безэкипажная Torpille Terrestre управлялась оператором при помощи проводной линии связи и подрывалась в нужный момент. А еще раньше, в 1909 году, француз Густав Габе успешно провел испытания радиоуправляемой торпеды для поражения надводных целей, но из-за некоторых недостатков и высокой стоимости его детище на вооружение армии так и не поступило. Об этой идее на время забыли.
Вспомнили он ней в 30-е годы в СССР, когда начались эксперименты по целой линейке экспериментальных безэкипажных танков: тип М (1929 г.), ТТ-18 (1929 г.), ТТ-27 (1932 г.), ХТТ-26 (1932 г.), ТТ-26 (1933 г.), ТТ-20, ТУ-20, ТТ-38 (1935 г.).Побочным детищем стали танкетки Т-27, начиненные взрывчаткой, и управляемые по проводам.
Но как оказалось, военная мысль Германии и СССР шла параллельными курсами. Причем, как оказалось, за счет развитой промышленности, хорошей инженерной и опытной базы, немецкие идеи воплощались и быстрее и лучше.
Традиционно указывают два вида немецких «сухопутных торпед»: «Голиафы» и «Боргварды». Первые являлись управляемыми по проводам, одноразовыми самоходными подрывными зарядами, вторые - радиоуправляемыми транспортерами для подрывных зарядов. Рассмотрим, что же пишут сейчас по этой теме.
«Родителями» обеих моделей являлись специалисты немецкой автомобильной фирмы «Боргвард», существовавшей с 1929 по 1961год. Статья в «Википедии» умалчивает об участии этой фирмы во Второй Мировой, но как все немецкие промышленники, эта фирма сумела урвать кусочек военного «пирога» В 1939 году Управление вооружений сухопутных сил Германии (нем. Heereswaffenamt) провело два конкурса на создание новых образцов вооружения.
Первый конкурс - на создание радиоуправляемого минного трала на гусеничном ходу, получившего, в дальнейшем, индекс Sd.Kfz.300 , который стал прообразом достаточно интересной машины «Borgward B IV».
Второй конкурс - на создание самоходного подрывного заряда для дистанционного подрыва ДОТов и бронетехники противника Sd.Kfz.301.
Конкурсы на проектирование этих машин, выиграла компания «Боргвард». Конкурсная комиссия, при присуждении победы, полагала, что шасси этих машин будет идентичным, но, в жизни вышло все иначе, т.к. реальные требования к этим боевым машинам существенно отличались.
Изначально, фирма, действительно предполагала единое шасси, но радиоуправляемый трал получился слишком маленьким, чтобы выполнить поставленную задачу, а «торпеда» оказалась слишком большой и уязвимой. В ходе разработки, получились совершенно разные машины.
Радиоуправляемый трал «B I», разработанный в 1939-м, имел три толкаемых траловых тележки, весил 1,5 тонны и управлялся из специально оборудованного танка управления Sd.Kfz.265 на базе Т-1 (Pz.Kpfw.I Ausf.B). 29-сильный 4-цилиндровый бензиновый двигатель «Боргвард 4М» позволял тралу достигать скорости в 5 км/ч при движении по ровной местности. Фирма произвела, в общей сложности, 50 машин, на этом производство остановилось. Откровенно говоря, сама идея была порочной. Тихоходная машина, управляемая из легкого танка являлась уязвимой целью даже для ПТР.
Новая модель «B II», разработанная в апреле 1940г. была намного тяжелее и мощнее предшественника. Планировалось начать ее выпуск с июня 1940-го года, и выпустить 100 радиоуправляемых тралов. Но, Управление вооружений от заказа отказалось. И, далее по «официальной» версии последовала пауза в работах по этой теме.
В хорошей статье, посвященной этой теме, автором которой является А.Стаценко указывается: «Возможно, немецкие генералы решили, что дешевле и проще преодолевать минные поля , используя саперов и танковые минные тралы. Как бы там ни было, до 1943 года все работы по разработке радиоуправляемых минных тралов были остановлены». Идея оказалась тупиковой.
Зато появилась новая. По опыту Французской компании 1940 года, был объявлен конкурс на создание Sd.Kfz.301, радиоуправляемой машины -транспортера взрывного заряда. Идея была проста: радиоуправляемая танкетка доставляет мощный заряд к вражескому фортификационному сооружению или на минное поле, сбрасывает его, возвращается, и производит дистанционный подрыв. Идей была новаторской, но, как показала практика, тоже не очень удачной.
Новый конкурс вызвал появление на свет новой модели: «B IV». Традиционно, принято выстраивать «родственные связи» между «B IV» и «B II», но фактически, их объединял только двигатель. Компоновка машины, ее габариты и агрегаты были совсем иными, так что новый транспортер был очень дальним родственником «B II».
«Боргвард», модель «B IV»
Машина имела 10-мм лобовую, 8 мм бортовую, и 6мм кормовую броню. Машина имела две передачи вперед, и две назад. Скорость машины до 40 км/ч. Управление было дублированным: предусматривалось место водителя с приборами управления и радиоуправление. Радиус действия радиосигнала 1,5 км. Взрывной заряд, массой 450 кг, размещался в контейнере в передней части машины на наклонных направляющих. После дистанционного обрыва болтов, контейнер соскальзывал на грунт по направляющим. Подрыв заряда- дистанционный. Предусматривалась автоматика защиты от взрыва заряда, если он находился на опасном расстоянии от машины.
По истории этой машины обычно указывается, что машины впервые были использованы на Курской дуге в 1943-м. Но есть и другие данные: «12 прототипов машины было создано и передано на полигон в Куммерсдорфе к маю 1942 года. После проведения испытаний Sd.Kfz.301 Ausf.А был принят на вооружение Вермахта под индексом В-IV. Всего с мая 1942 по июнь 1943 года было изготовлено 616 машин этой модификации, включая прототипы…
Первые транспортеры начали поступать в войска в мае 1942 года. 1-й батальон минного траления был реорганизован в 300-й танковый батальон радиоуправляемых машин, состоявший из трех рот, в каждой из которых было по 10 танков управления (в их роли использовались танки Pz.Kpfw.III, оборудованные соответствующей радиоаппаратурой) и по 24 единицы Sd.Kfz.301. Из десяти танков два был командирскими, а каждый из остальных восьми управлял тремя танкетками. В состав каждой роты входило три бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Hanomag, перевозивших механиков-водителей 24 телетанкеток B-IV. В конце мая батальон поступил в распоряжение командование Группы армий «Юг». Из подробностей участия батальона в боевых действиях известно лишь то, что если на 7 июня 1942 года в его составе числилось 27 боеспособных танков Pz.III, то через месяц, 11 июля - уже 20» .
«Голиаф»
Та же история с «Голиафом» или, в немецких обозначениях Sd.Kfz.302. Изначально, его хотели унифицировать с танковым тралом Sd.Kfz.300, но, выяснилось, что это нецелесообразно. Возникла другая идея.
«Голиаф» был создан на основе французского прототипа Engin K Kegress. Опытный образец Engin K весной 1940 года уже успел пройти все испытания, практически готовый к серийному производству, был потоплен французами в реке Сене во время вторжения немецкой армии во Францию. Немцы подняли прототип со дна реки и отправили его для изучения на завод германской компании «Боргвард».
«Электрический» «Голиаф»
Sd.Kfz.302 представлял собой небольшую танкетку на гусеничном ходу. Габариты корпуса машины составляли 1,5 х 0,85 х 0,56, масса без заряда взрывчатки составляла 310 кг. Масса взрывчатки в первых моделях 60 кг.
Корпус был изготовлен из стали толщиной 5 мм и был разделен на три отсека. В заднем отсеке находилась катушка с трехжильным кабелем (два - для управления, один - для подрыва), в среднем - устройства и механизмы управления, в переднем - контейнер со взрывчаткой. По бокам между большими катками, закрытые крышками, располагались электромоторы Bosch (да, да той самой фирмы Bosch, бренда современности) суммарной мощностью 5 КВт и аккумуляторные батареи фирмы Varta ( той самой, здравствующей и поныне). Два электродвигателя (по одному с каждой стороны) передавали крутящий момент посредством редукторов на ведущие передние колеса, таким образом, приводили в движение гусеничную ленту.
По боевому применению «электрических Голиафов» информации сосем мало: «Несмотря на явные недостатки и высокую стоимость (3000 рейхсмарок), машина все-таки была запущена в серийное производство. Первые экземпляры были изготовлены в апреле 1942 года. Всего (до января 1944 года) было выпущено 2650 экземпляров Sd.Kfz.302 (еще их обозначали как Gerдt 67, что переводится как изделие 67)». Американцы утверждают, что впервые машина была использована в Италии в 1943-м. А что по факту?
Попытка найти следы боевого применения «Голиафов» и «Боргвардов», используя номер части, оказалась не очень удачной. Если открыть сайт «Lexikon der-Wehrmacht», то выяснится, что 300-й батальон действительно существовал, и был придан 1-й танковой армии . Но это не так. В составе 1-й танковой армии он появляется намного позже. Зато…
Он встречается во многих документах 11 армии. В журнале боевых действий 11 армии указывается, что 300-й танковый батальон прибыл в Крым железнодорожным транспортом 20 мая 1942г. Но тот ли это батальон. Как выяснилось, тот самый. Причем, вооружение его было более разнообразным, нежели принято считать. Сохранились «крымские» фото батальона, на которых видны и «Боргварды» и «Голиафы» и кое-какая другая техника, на фоне крымских пейзажей и развалин Севастополя.
В составе батальона было три роты: первая была оснащена «В-IV», вторая «Голиафами», третья - непонятными «трофейными танками». Как выяснилось из отчета, была еще одна модификация «сухопутных торпед», созданная на базе трофейной английской танкетки «Bren Universal Karier»
Танкетка была «родственницей» советской «Т-27», т.к. имела общий прототип- танкетку «Vickers Karden Lloyd», и, создавалась под английскую «механизированную кавалерию». Танкетка имела вооружение в виде чешско-английского пулемета Брен (Брно+Энфилд). После Дюнкерка, в руки немцев попало достаточно много танкеток этого типа, и, они нашли им иное применение.
Танкетки были переделаны под радиоуправление, и оснащены подрывным зарядом, весом 700 кг. В качестве танков управления для «Боргвардов» и «Универсалов» использовались танки «Т-3».
Боргварды 300 батальона в Крыму.
В документах 11 армии удалось разыскать даже боевой отчет об использовании боевой техники , причем не один . В соответствии с информацией, найденной в документах 11-й армии, удалось уточнить, что батальон использовался не как единое подразделение, а был разделен на две части.
2/3 его подчинялись 54-му армейскому корпусу, на северном направлении, а 1/3 подчинена 30-му АК. Причем, отзывы об использовании этого оружия оказались прямо противоположными.
«Универсал» на улицах Севастополя.
.
По донесению 22ПД в штаб корпуса (по состоянию на 6.06.42г.) в ее составе числятся танкетки-носители подрывных зарядов (10 «Голиафов», 23 радиоуправляемых танкеток и 12 танкеток, управляемых по проводам) По состоянию на 7.06.42г. (в 21:00) в 22 ПД их больше. В дивизии числится 14 танков Т-3, 31 «Боргвард В-4», 19 «Голиафов» и 6 трофейных танков .
30-й корпус имел в своем составе 14 шт. Т-3, 16 «Боргвард В-4», 10 «Голиафов», 4 трофейных танков. Но есть и другие данные .
В иностранных источниках указано, что 300-й батальон имел всего 7 шт. Т-III с длинным орудием (по 2 в роте и командирский танк) и 15 «Borgward IV», однако боевые 11 армии дают намного большее количество, сомнительно, чтобы командующий 22-й ПД и командующий 30АК сознательно преувеличили свои силы, тем более в боевых документах, которые легко проверяются.
Командующий 22-й пехотной дивизией, генерал Людвиг Вольф оставил резко негативный отзыв о «чудо-оружии», указав на его неповоротливость и слабое бронирование. Сохранилась его краткая записка, на которой карандашом написано «Panzerung!!!» («Бронирование»). Как показал отчет 16-го пехотного полка, боевые машины «Borgward IV» уже в первый день наступления понесли потери, при попытке проделать проходы в советских минных заграждениях. Были потеряны 6 машин: одна от артиллерийского огня, две от огня советских противотанковых ружей, одна танкетка застряла в канаве, две вышли из строя на нейтральной территории по техническим причинам.
Использование «Голиафов» против советских укреплений так же оказалось не очень удачным, три машины были выведены из строя стрелковым оружием и ПТР, одна взорвалась по неизвестным причинам. В дальнейшем, танки управления «Т-3» 300-го батальона действовали, в составе 22-й ПД, как обычные танки. Следующий боевой эпизод в истории частей 300-го батальона, подчиненных 54 АК был связан со штурмом «Нагорных редутов» и линии советской обороны, центром которой являлось Северное укрепление. 24-й пионерный батальон отмечает несколько успешных попыток уничтожения советских дотов, но так же отмечает несколько отказов, и низкую живучесть машин. В отчете 54 корпуса указывается, что «Универсалы» испытать не удалось, в связи с опасностью поражения их осколками и взрыва, а, так же в связи со сложным рельефом местности.
Отчет 30-го АК о применении этих машин более деликатен. В частности, в отчете указано, что «…трофейным танком с подрывным зарядом уничтожен до основания дот в районе (далее даются координаты советского дота № 71)». Действительно, на фото дот, имеющий сборную конструкцию, снесен почти до основания, а его обломки сброшены на дорогу.
В отчете за 22 июня 1942г. указывается: « 21.06 отмечается успех двух «Голиафов» против дзота, вызванное удачным применением этой техники». Далее дается описание событий, применение огня, для прикрытия выдвижения их к цели и.т.д. В другом отчете указаны предложения по изменению конструкции этих боевых средств. В частности предлагалось:
- использовать моторизованные тележки для доставки «Голиафов» в полю боя (обычно использовались специальные ручные тачки)
-увеличить радиус действия радиоуправляемых устройств до 10 км вместо 1 км
- использовать бензиновый мотор
- использовать в качестве танка управления - штурмовые орудия.
-использование других кабелей, т.к. стальные кабели, используемые в проводных машинах, имели высокое сопротивление.
Были предложения по изменению количества радиоуправляемых машин из одного танка. Некоторые предложения были реализованы при модернизации техники, некоторые -нет.
Суммарный отчет по применению 300-го танкового батальона был представлен 2 июля 1942г. В нем указывалось, что части батальона придавались практически все дивизиям. действовавшим под Севастополем (22, 24, 28, 50, 72, 170, 132 ПД).
30-м корпусом, во соответствии с приложениями к отчету от 22 июня 1942г. использованы:
-один «Боргвард 4» для разминирования
-один «Универсал» против системы укреплений
-один «Универсал» против бункера с боезапасом
-один «Универсал» против другого бункера
-один «Универсал» в уличных боях
- два «Голиафа» против дзота, для уничтожения его расчета
Но, даже в этих отчетах указано, что гораздо больших успехов добились «танки управления», действуя самостоятельно, но при этом, безвозвратно потеряны 3 танка.
Суммируя все вышеперечисленное, можно сказать, что боевой эффект от применения этой техники под Севастополем, оказался ниже ожиданий.
2 июля 1942года началась отправка батальона, но дальнейшее его боевое не прослеживается. По состоянию на момент отправки в его составе, действительно остается 7 шт. Т-III с длинным орудием (по 2 в роте и командирский танк) и 15 «Borgward IV», остальная материальная часть осталась в Севастополе.
Еще раз "Голиафы" появились в КРыму в составе 46-го пионерного батальона в 1943-м году в ноябре. Им была отведена роль уничтожителей Эльтигенского десанта, но... неудачно. Впрочем, это уже отдельная история.
Хренов А.Ф. Мосты к победе. — М: Воениздат, 1982.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Borgward
Sonderkraftfahrzeug - «транспортное средство специального назначения», стандартное обозначение спец. техники в немецкой армии.
«Боевые роботы Вермахта» http://warspot.ru/1363-boevye-roboty-vermahta
http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Gliederungen/PanzerAbt/PanzerAbt300-R.htm
NARA T-312 R-1691(11АОК)
NARA T-312 R-1694 (11АОК)
NARA T-315 R-781 (22ID)
NARA Т-315 R781 22ID 1C fr.203
NARA Т-315 R781 22ID 1C fr.211
Funklenk Panzertruppen And Mine Clearing Vehicles