Совсем недавно РОСВУЗ писал о решении Верховного суда, обязывающем Рособрнадзор вернуть лицензию одному из некогда лучших столичных частных вузов — Институту иностранных языков города Москвы, закрытому решением данного ведомства «в связи с выявленными нарушения». Более 6 лет Иняз боролся за право продолжать свою работу и, казалось бы, победил, хотя за истекшие годы был разгромлен до основания. Но нет! Как оказалось, чиновники направили в Верховный суд жалобу на сам ВС, так что борьба продолжается. Прокомментировать эту чудовищную ситуацию РОСВУЗ попросил омбудсмена в сфере образования Амета Володарского.
- Амет Александрович, есть ли какие-то логические объяснения действиям Рособрнадзора, которому уже и решение Верховного суда не указ?
- Наши госведомства, особенно гуманитарные, как, скажем, Минпросвещения или Рособрнадзор, почему-то воспринимаются их руководителями как какие-то отраслевые феодальные единицы! Вот и Сергей Кравцов, пока руководил Рособрнадзором, делал все, чтобы тот стал самостоятельной организацией и не подчинялся Минпросвещения, а сейчас, возглавив министерство, делает все, чтобы подчинить ему Рособрнадзор, видимо, полагая, что к нему перешли права на это ведомство. Это и порождает проблемы.
- Чиновники уверяют, что, закрывая вузы, они тем самым борются за качество образования ...
- Целенаправленное уничтожение Иняза не улучшило качества образования! Вуз работал с конца 1980-х годов, одним из первых привнес в Россию международные стандарты образования, его методиками интересовались ведущие университеты мира во главе с Кембриджем. Московский Иняз, как рассказывала нам ректор, был готов стать создателем новых трендов, достойно представлять Россию за рубежом и способствовать развитию российского образования в целом. Но чиновники требовали от вуза другого — «добровольно» сдать направление, по которому до этого готовили переводчиков, специализирующихся в сфере экономики и права. С отказа руководства вуза сделать это и начался конфликт.
- А чиновникам-то было зачем закрывать это направление?
- Чтобы «улучшить» статистику, которую Рособрнадзор показывал тогда правительству Медведева как доказательство своей положительной работы: вот, мол, как мы улучшаем качество образования в стране! На самом деле никакого отношения к качеству работы вузов это не имело, а история с Инязом — это следствие личной неприязни к вузу из-за отказа руководства сделать, «как велено». Кстати, были и другие принципиальные вузы, отказавшиеся сдавать свои направления подготовки — например, Шанинка. В большистве случаев они были разгромлены, хотя и не все дошли до Верховного суда, как Иняз.
- Значит, дело только в мести чиновников?
- Не только. Возможно, была и другая цель — показать всем вузам, что даже, дойди они до конца и выиграй дело в Верховном суде, это все равно ничего не даст! Поэтому, видимо, Рособрнадзор вместо того, чтобы выполнять решение ВС, подал жалобу на ВС в ВС. Знаете, есть такой термин: злоупотребление правом. Так вот это — как раз такой случай, хотя Иняз после решения суда, насколько я знаю, был готов начать все с чистого листа и предлагал Рособрнадзору диалог.
- Диалога явно не получилось...
- К сожалению, люди, которые должны у нас заниматься образованием, не способны вести диалог и отказываются сотрудничать с вузами, что имеет самые негативные последствия. Мало того, что, когда вузы пытаются ввести что-то новое, они сталкиваются с огромным количеством согласований, и чаще всего отказываются от новшеств Фактически люди, которые должны заниматься социальными проектами, вроде развития системы частных вузов, делают все, чтобы таких проектов не было! Они попросту игнорируют специалистов, так много делающих для развития образования в России, тогда как в других странах их ценят, приглашают к сотрудничеству, чтобы масштабировать их опыт на уровне государства. Такая политика напрямую противоречит задачам, поставленным в майских указах президента и в нацпроекте «Образование», и тормозит другие инициативы президента, включая запуск регуляторной гильотины, призванной отменить документы, мешающие развитию отрасли. По сути, чиновники блокируют указы, которые идут из Кремля, и не работают, а лишь имитируют работу. Отсюда, кстати, и все их псевдо-реформы с псевдо-идеями, вроде возвращения шестидневки, проведения ВПР или введения в школах должностей помощников директоров по воспитательной работе, которые там существовали и прежде.
- И все это делается, лишь чтобы чиновники могли показать свою «работу»?
- Да, вместо того, чтобы вести реальный диалог с образовательным сообществом, они борются с этим сообществом, что подтверждает разгром Иняза. Всего же, по нашим подсчетам, по России закрыли 1,5 тысячи вузов и филиалов, из-за чего молодежь сейчас уезжает из родных мест на учебу, а потом не возвращается. И эту экономическую проблему спровоцировали люди, ради статистики лишившие кучу вузов и филиалов аккредитации и лицензий, которые ранее сами же им и выдали!
- И никто, разумеется, за это не ответил?
- Конечно, нет. Всем «рулят» люди, которые ни дня не проработали в детских садах, школах или вузах. Вот они и делают то, что только и умеют — отнимать! Ими запущена целая фабрика уничтожения вузов, филиалов и направлений подготовки, и эта машина начинает работать и в Минпросвещения. Боюсь, что вместо выполнения майских указов по созданию новых мест в детских садах и школах, мы увидим поиск мальчиков для битья. И первые ласточки, кстати, уже есть: я имею в виду закрытие инновационных площадок в школах. Знаете, эти чиновники — очень активные люди! Но было бы лучше, работай они не в образовании, где очень важно уметь вести диалог, а в какой-то другой сфере — в ЖКХ или, скажем в футболе!
Источник: Росвуз.рф