Найти тему
Башня Судеб

Мэрилин, Элизабет, Джеки: трилогия святых Энди Уорхола

Оглавление

В статье "Горе, помноженное на 9, стоит дорого" (о создании шелкографии с изображением Джеки Кеннеди) я рассказала о символическом значении выбранных красок и объяснила, почему та работа Уорхола метафора.

Среди портретов, выполненных художником в этой же технике, были шелкографии с Мэрилин Монро и Элизабет Тейлор.

Начало шестидесятых. Внимание публики приковано к судьбам Монро, уже ставшей звездой Голливуда, но так рано ушедшей из жизни, и Тейлор, тоже голливудской мегазвезды, перенесшей тяжелое заболевание и чудом выжившей.
То, что нужно Энди Уорхолу: слава и гламур, с одной стороны, и трагедия - с другой.

Мэрилин Диптих

Спустя четыре месяца с момента смерти Мэрилин Монро (1962 год) художник создает диптих: он берет два окрашенных в серебро полотна и 50 раз переносит на них фотографию Монро с рекламной афиши к фильму "Ниагара".

Период "Ниагары" это пик карьеры актрисы, её красоты и популярности.

  • Листайте галерею

В самом названии упоминается форма христианской живописи.

Полотно слева – с цветными изображениями, здесь голубой, белый, оранжевый и розовый цвета. И чёрный. Считается, что Уорхол старался привнести в свою работу черты византийской иконописи. Здесь Мэрилин - восходящая в культ; слава при жизни.

Полотно справа – только черно-белые изображения, некоторые нарочито бледные, некоторые сильно затемнённые. Здесь Мэрилин исчезающая; её слава посмертная.

  • Лицо Мэрилин получилось плоским в диптихе, его часто сравнивают с посмертной маской. Этого эффекта Уорхол достигал намеренно.

Так он хотел показать, насколько обезличенным является изображение в массовой культуре потребления, например, рекламе фильма, и чем может обернуться слава.

  • Множественный повтор изображений можно сравнить с рядами кинопленки.

Или же прочесть как постоянное использование Голливудом одного и того же образа глупой чувственной блондинки, от которого Мэрилин так устала.

Известно, что она мечтала совсем о других ролях и много работала, чтобы попробовать себя в иных образах. Но Голливуду это было не нужно.

Лиз Энди Уорхола

Элизабет Тейлор привлекла внимание Уорхола своеобразным сочетанием красоты и чувственности, трагичности (гибель одного из мужей; тяжелая болезнь) и комичности (то разводы, то новые замужества).

Высокооплачиваемый потенциал киноактрисы и бурная личная жизнь бросались в глаза со всех газет и журналов. А между гламурным образом и личностью обычно пропасть, как считал Уорхол.

Это ироничное несоответствие он захотел запечатлеть в виде яркой публичной маски, взяв за основу портрет с рекламной фотографии к фильму "Баттерфилд 8".

  • Листайте галерею

Яркие акценты на глазах и губах актрисы, пышные волосы, её голова, которая чуть помещается в холст, всё как будто настаивает на её бессмертии.

Некоторые шутят, что Энди Уорхол, сделав Тейлор такой "мейкап", предсказал её будущую борьбу за права меньшинств, чей макияж зачастую вульгарен.

Мэрилин, Элизабет, Джеки: трилогия святых Уорхола

"Икона стиля". Так говорили и говорят о каждой из этих женщин. Не люблю это выражение, в русском языке отчетливо другой смысл у слова "икона". Но сколько смыслов нанизывается на одну нить повествования применительно к этим уорхоловским работам...

Имидж этих женщин потребляли в массах, как любой другой продукт. Одновременно с этим каждую из них боготворили.

Писатель Боб Колачелло, ближайший соратник Уорхола (он был редактором его журнала "Interview") однажды сказал: "Энди создавал религиозное искусство для светской культуры".

По его мнению, у Уорхола получилась своего рода трилогия святых: две Магдалины (имел в виду Мэрилин Монро и Элизабет Тейлор) и Святая Дева (Джеки Кеннеди).

Мне нравятся эти портреты, интересно было узнать историю их создания и замысел автора.
Но уместно ли сравнение Колачелло?

Возможно, Вам будет интересна статья о шелкографии с изображением Джеки Кеннеди.