Найти в Дзене

"День сурка" или 6 недель до весны

Оглавление
Постер к фильму "День сурка".
Постер к фильму "День сурка".

Сегодня мне хотелось бы обсудить с вами фильм, который для меня является чем-то невероятно личным. Долгое время он казался мне чем-то хорошим, но при этом совершенно обыкновенным. Этакий фильм на вечер. Но лишь после третьего или четвертого просмотра я осознал его изысканность и то мастерство и виртуозность, с которыми данный шедевр был выполнен. Теперь он по праву занимает в моем сердце полочку, расположенную наравне с прекрасным фильмом «Куда приводят мечты». Об этой, в прямом смысле слова, картине мы поговорим в другой раз.
А сейчас встречайте – «День сурка»!

Как по мне, это один из лучших, если не лучший, фильм Харольда Рэмиса. Среди его работ в первую очередь вспоминаются всем известные «Охотники за приведениями», «Анализируй это» и «Ослепленный желаниями». Но именно «День сурка» приобрел культовый статус в глазах критиков и зрителей и запал мне в душу. В чем секрет такого успеха? Почему он внезапно нашел столь большой отклик в моей и множестве других душ? Полагаю, всё дело в мастерстве и посыле. Но обо всём по порядку.

Сюжет

Начнём, как это водится, с сюжета. Фил Коннорс (Билл Мюррей) — метеоролог на телевизионном канале PBH Питтсбурга, циник, давно уставший от однообразной работы и разучившийся получать от неё удовольствие. Сюжет начинается с того, что 1 февраля Фил в компании с новым продюсером Ритой Хансон (Энди МакДауэлл) и оператором Ларри (Крис Эллиот) должен отправиться в городок Панксатони, чтобы вот уже 4 раз вести репортаж с праздника «День сурка». Он не планирует оставаться здесь дольше одного дня, но судьба распоряжается иначе – для него настало вечное 2 февраля. За всё время, проведенное в этом дне, Фил становится совершенно другим человеком, меняет свои взгляды на жизнь, и именно это позволяет ему выйти в 3 февраля. Это если вкратце.

Рита и Ларри. Кадр из фильма "День сурка".
Рита и Ларри. Кадр из фильма "День сурка".

Кто работал над фильмом

Картина получила премию BAFTA за лучший оригинальный сценарий, что, по моему мнению, более чем заслужено. Дэнни Рубин не был знаменит как сценарист и «День сурка» -- лучшая его работа. Полагаю, всё дело в идеальном тандеме его, Харольда Рэмиса, Джона Бейли (оператор), Джорджа Фентона (композитор) и Пемброука Дж. Херринга (монтаж). Я бы даже назвал «День сурка» авторским проектом Харольда: он и режиссер, и сценарист, и продюсер, и даже к музыкальному оформлению руку приложил. Кроме того, это последний фильм творческого тандема Мюррей-Рэмис, ранее вместе работавших над «Охотниками за привидениями», и этот тандем распался на самом пике – это безоговорочно лучшая их совместная работа.

Про гениальность Мюррея говорить можно долго. За себя говорит уже его фильмография. Помимо уже упомянутых мной «Охотников за приведениями», в его послужном списке числится «Отель «Гранд Будапешт», «Королевство полной луны» и множество других, известных и не очень, кинокартин.

Харольд Рэмис рассказывал, что, когда он объяснял Мюррею сцены, тому было достаточно лишь характеристики «хороший Фил» или «плохой Фил». Человек, которому достаточно лишь пары слов, чтобы на таком высоком уровне отыграть роль… Снимаю шляпу.

Энди МакДауэлл также справилась со своей ролью чудесно. Смотреть на её персонажа в кадре – одно удовольствие. Также в ее пользу можно сказать, что она не терялась на фоне Билла Мюррея в кадре, что уже говорит о ее выдающемся актерском таланте.

В чём смысл фильма?

Что ж, теперь самое время порассуждать о сути фильма и том, что способствует донесению этой сути до зрителя.

Тема фильма должна проходить в нем красной нитью. Для «Дня сурка» это «смысл жизни». Где и в чем заключает счастье? Ради чего стоит жить? Фильм отвечает именно на эти вопросы.

Предупреждаю: далее по горизонту СПОЙЛЕРЫ!

Тему нам заявляют с первых кадров. Мы видим небо. Чистое, настоящее, голубое небо и бегущие по нему облака. Следом же мы оказываемся перед синим экраном, на фоне которого герой Мюррея рассказывает прогноз погоды. С одной стороны, это напрямую указывает на род занятий Фила, а с другой, является отличным средством характеристики персонажа. Просто сравните: бескрайнее небо и синий клочок ткани… По-настоящему и не взаправду… Бескрайний реальный мир и мир карьеры, его ограниченность… Мы сразу понимаем, что Фил живет не тем, да и мечтает не о том (а ведь именно с мечтами, стремлениями у нас в первую очередь ассоциируются облака).

Мы отправляемся с героями в Панксатони на праздник. Фил говорит:

Человек, берущий интервью у сурка, лишён будущего.

Это дает нам понять, что за эгоизмом и циничностью скрывается банальная боязнь будущего (иронично, но, застряв в дне сурка, герой буквально лишается этого самого будущего). Запомните данный тезис, мы еще вернемся к нему, когда будем подводить итог арки Фила.

Что ж, герои на празднике. Само событие, да и имя главного героя знаковые. В определенное время сурка Фила вытаскивают из зоны комфорта (а он не хочет вылезать из норки; проводите дальше параллели с героем) и ждут, увидит ли тот свою тень: если да, то весна начнется через 6 недель, а если нет, то зима скоро кончится. Попробуем разобрать символический смысл сцены. Тень – то, что отбрасывает объект на часть поверхности окружающего мира, по форме являющееся плоской и деформированной проекцией объекта. Если говорить о Филе-человеке, то его тень – его второе «я». То есть для того, чтобы в его жизнь пришла весна, ему нужно сместить акцент внимания с себя любимого на окружающий его мир; с чего-то темного, что он отбрасывает, -- на небо, солнце, других людей.

Сурок Фил. Кадр из фильма "День сурка".
Сурок Фил. Кадр из фильма "День сурка".

Арка Фила

Обратимся теперь к арке главного героя. Помимо упомянутой трансформации, герой проходит ещё несколько. Начнём с первого акта. Перед нами герой-профессионал. Это именно то, что нас в нем привлекает. Прочие же качества оставляют желать лучшего – он эгоистичен, крайне высокого мнения о себе, не в меру циничен и ни во что не ставит других людей. Не имея возможности выйти за временные границы 2 февраля – дня, который ему максимально противен (как, впрочем, и большинство других дней), он сначала проходит стадию отторжения этого факта. Убедившись, что не болен и что всё, происходящее в его жизни, реально, он принимает этот факт и пробует найти в хоть какой-то смысл в том, чтобы торчать в ненавистном ему месте и времени до скончания веков.

Фил пускается во все тяжкие, и история переходит во второй акт.

Вот небольшой список того, чем он занимается:

  • Клеит первую попавшуюся девушку.
  • Крадет деньги у инкассаторов и напропалую кутит с несовершеннолетней девушкой, воплощая все свои давние мечты.

Где-то на этом моменте он ставит цель уровнем повыше – склеить Риту, ту самую девушку-продюсера. Он узнает о ней всю информацию, проживает множество дней, оттачивая версию их свидания до идеала – и всё без толку. Когда, казалось бы, всё должно быть идеально, Рита понимает, что всё то, что он говорит ей – ложь, ненастоящее, и отвергает его. Раз за разом.

Она понимает, что Фил не такой, каким себя изображает. Фил старается казаться идеальным ее принцем, но не быть им. Именно здесь находится мидпоинт – срединная точка истории, точка невозврата. Фил понимает, что ничего не может добиться из того, чего он действительно желает сейчас. Он захлебывается в постоянной череде своих неудач. Теперь его совсем ничего не радует. Ему окончательно опротивел этот день. Само его существование ему опротивело. Он доходит на ручки, крадет сурка и разбивается с ним на машине. Проснувшись на следующее утро в том же номере и под ту же музыку, он начинает увлекательную череду попыток прервать замкнутый круг.

Что ж, на самом деле, это ужасно. Герою больше ничего не нужно. Теперь он знает, что бессмертен в рамках этого дня. Он, наконец, остается один на один с самим собой. Задается извечными вопросами из разряда «Кто я?» и «Со мной ли Бог?». Он, наконец, полностью открывается хоть кому-то. Он хочет, лишь чтобы Рита поверила ему. Рита не сразу, но верит ему, не в силах объяснить его «предсказаний» (снова параллель с сурком). Она соглашается остаться с ним на ночь, чтобы проверить его рассказ. Вот Рита уже спит, и Фил понимает, что действительно любит её, ценит её доброту, красоту, нежность и отзывчивость, расположенность к людям и миру. Он понимает, что просто не стоит её.

И теперь не важно, что он снова проснулся в тот же день и в то же время. История переходит в третий акт, а его жизнь начинает обретать смысл. Он поднимает взгляд со своей тени на окружающих его людей. Словно возрождается. Он кормит едой пожилого человека, судя по всему, не имеющего места жительства. Но что бы он не делал, этот человек умирает от старости. Тогда Фил решает помогать всем тем, кому он ещё в силах помочь. Спасает мальчишку, падающего с дерева; спасает жизнь мужчине, который подавился мясом; помогает абсолютно всем, кто нуждается в помощи, в том числе и людям, проблемы которых мимоходом заявлялись в фильме ранее, что является неоспоримым плюсом картины – это создает её целостность. Он берет уроки игры на фортепиано, становится лучшей версией себя, с каждым днем улучшая жизнь окружающих людей. Теперь он любит этот городишко, который раньше терпеть не мог, любит тех людей, кто прежде его только раздражал. Он действительно наполняет жизнь, осознав, что счастье – сейчас, и, сам того не замечая, действительно становится тем самым «принцем», портрет которого нам описывала Рита ранее.

Осознание сути жизни становится его золотым билетом – на следующее утро он просыпается с Ритой уже в 3 февраля. Он больше не дрожит из страха перед будущим, он любит и ценит каждое мгновение своей жизни «сейчас».

Фильм заканчивается тем, что герои как бы «убегают в» небо. Это дает нам ощущение целостности и понимание, что Фил прошел путь от ненастоящей жизни к настоящей, живет теперь верными вещами и смотрит больше не на свою тень на синем экране жизни, а на настоящие бегущие облака.

Таким оказался фильм «День сурка». Полную сценограмму фильма я прикреплю ниже (подробнее про то, как составлять и читать сценограмму, про её истоки рассказываю здесь: Сценограмма: как создавать и как читать | Михаил Гусев | Яндекс Дзен (yandex.ru)). Если ваше мнение расходится с моим, напишите в комментариях – мы с вами всё обсудим. А от меня – настоятельная рекомендация к просмотру с семьей, причем не один раз. Это пример прекрасного цельного фильма, который заставляет задуматься о действительно важных вещах, и, что самое важное, дает толчок к реальным изменениям. А такое нечасто встретишь. Обязательно пересматривайте этот фильм время от времени, ведь именно при перепросмотре открываются новые аспекты и слои понимания картины.

В формат статьи было не уместить всего, что я заметил в ленте. Обязательно прислушивайтесь к фразам персонажей, которые они говорят герою Мюррея; присматривайтесь к символам, которые окружают героя весь его путь от пункта Э (эгоизм) до пункта А (альтруизм).

6 недель, и придет весна… Не пора ли, наконец, начать свои 6 недель?

Моя сценограмма фильма "День сурка".
Моя сценограмма фильма "День сурка".