Найти тему
Бердчанка

"Родное дитё на периферию", почему я понимаю эту разгневанную мать

Картина "Родное дитё на периферию?!" написана художником Ахметом Китаевым в 1954 году. На ней изображена сцена семейно-бытового конфликта.

Разъяренная женщина в красном халате замахивается половником на своего мужа. Бедный мужчина инстинктивно прикрывает голову руками. Даже кот от испуга решил забраться куда-нибудь повыше.

В чем же причина такого всплеска негативных эмоций у хозяйки?

"Родное дитё на периферию?!" Ахмет Китаев в 1954 год
"Родное дитё на периферию?!" Ахмет Китаев в 1954 год

Причина сидит на кресле в правом углу. Это дочь и судя по названию картины, она получила работу по распределению в каком-то провинциальном местечке.

Дело в том, что в СССР молодых специалистов после окончания ВУЗов или техникумов могли отправить на работу в любой уголок страны. Там они должны были отработать целых три года.

Те, кто попадал из глуши в крупный город были только довольны, но с молодой героиней картины все вышло наоборот. Лицо девушки застыло в печали и безысходности, как-будто ей вынесли серьезный приговор. Возможно место, куда ее направили слишком уж далекое и глухое, а может она до последнего надеялась, что связи отца помогут ей остаться в родном городе.

-2

Обратите внимание на интерьер квартиры. Для 50-х годов семья живет явно зажиточно. В чашке стоят свежие фрукты, хотя на дворе не лето, судя по одежде девушки.

Скорее всего отец семейства занимает какую-то значимую должность, а мать напоминает работника торговли. Почему-же отец не помог своей дочери? Возможно, он просто честный человек и захотел, чтобы все было по правилам, а может просто не смог договориться.

Художник явно хотел высмеять мать, показав ее вульгарной мещанкой, не желающей жить по общим правилам.

-3

Но, я, как современный человек, испытываю противоречивые чувства, глядя на эту картину.

С общественной точки зрения - распределение это хорошо. Все молодые специалисты получат работу по специальности. В маленьких городах и деревнях таким образом решалась проблема дефицита кадров.

Но с другой стороны, я могу понять эту женщину лично, как мама. Ведь распределить могли куда угодно. СССР большая и многонациональная страна и города в разных ее частях могли отличаться почти как разные миры.

Попасть в какую-нибудь глушь в 50-х годах прошлого века, это было почти как переместиться из XX века в XIX.

Инженерные коммуникации могли полностью или частично отсутствовать. А это значит: ходить в туалет на улицу, носить воду в ведре домой, мыться в тазике и топить самостоятельно печь.

А еще можно было попасть в какую-нибудь национальную республику. В маленьких кавказских городках неплохо относились к женщинам врачам или учителям. А если девушка технолог или мастер, например, на заводе ЖБИ? Горячим кавказским мужчинам не так-то просто было принять женщину в качестве руководителя.

Да и просто маме тяжело отпускать далеко молодую неопытную дочку. Мало ли, что может случиться: болезнь, влюбленность, беременность.

Современному человеку маму понять можно. Но картина написана в 50-х годах, на дворе совсем другое время, другие условия и правила. Совсем недавно закончилась война, и перечисленные трудности казались людям того времени детским лепетом.

Необходимо было восстанавливать и развивать страну, а для этого везде требовались специалисты, поэтому индивидуальные потребности не должны были преобладать над коллективными. Возможно, в этом и заключался основной посыл художника.