Картина "Родное дитё на периферию?!" написана художником Ахметом Китаевым в 1954 году. На ней изображена сцена семейно-бытового конфликта.
Разъяренная женщина в красном халате замахивается половником на своего мужа. Бедный мужчина инстинктивно прикрывает голову руками. Даже кот от испуга решил забраться куда-нибудь повыше.
В чем же причина такого всплеска негативных эмоций у хозяйки?
Причина сидит на кресле в правом углу. Это дочь и судя по названию картины, она получила работу по распределению в каком-то провинциальном местечке.
Дело в том, что в СССР молодых специалистов после окончания ВУЗов или техникумов могли отправить на работу в любой уголок страны. Там они должны были отработать целых три года.
Те, кто попадал из глуши в крупный город были только довольны, но с молодой героиней картины все вышло наоборот. Лицо девушки застыло в печали и безысходности, как-будто ей вынесли серьезный приговор. Возможно место, куда ее направили слишком уж далекое и глухое, а может она до последнего надеялась, что связи отца помогут ей остаться в родном городе.
Обратите внимание на интерьер квартиры. Для 50-х годов семья живет явно зажиточно. В чашке стоят свежие фрукты, хотя на дворе не лето, судя по одежде девушки.
Скорее всего отец семейства занимает какую-то значимую должность, а мать напоминает работника торговли. Почему-же отец не помог своей дочери? Возможно, он просто честный человек и захотел, чтобы все было по правилам, а может просто не смог договориться.
Художник явно хотел высмеять мать, показав ее вульгарной мещанкой, не желающей жить по общим правилам.
Но, я, как современный человек, испытываю противоречивые чувства, глядя на эту картину.
С общественной точки зрения - распределение это хорошо. Все молодые специалисты получат работу по специальности. В маленьких городах и деревнях таким образом решалась проблема дефицита кадров.
Но с другой стороны, я могу понять эту женщину лично, как мама. Ведь распределить могли куда угодно. СССР большая и многонациональная страна и города в разных ее частях могли отличаться почти как разные миры.
Попасть в какую-нибудь глушь в 50-х годах прошлого века, это было почти как переместиться из XX века в XIX.
Инженерные коммуникации могли полностью или частично отсутствовать. А это значит: ходить в туалет на улицу, носить воду в ведре домой, мыться в тазике и топить самостоятельно печь.
А еще можно было попасть в какую-нибудь национальную республику. В маленьких кавказских городках неплохо относились к женщинам врачам или учителям. А если девушка технолог или мастер, например, на заводе ЖБИ? Горячим кавказским мужчинам не так-то просто было принять женщину в качестве руководителя.
Да и просто маме тяжело отпускать далеко молодую неопытную дочку. Мало ли, что может случиться: болезнь, влюбленность, беременность.
Современному человеку маму понять можно. Но картина написана в 50-х годах, на дворе совсем другое время, другие условия и правила. Совсем недавно закончилась война, и перечисленные трудности казались людям того времени детским лепетом.
Необходимо было восстанавливать и развивать страну, а для этого везде требовались специалисты, поэтому индивидуальные потребности не должны были преобладать над коллективными. Возможно, в этом и заключался основной посыл художника.