В восьмом классе родители перевели меня, отличницу, из общеобразовательной школы в естественно-технический лицей с физико-математическим уклоном. Это был вклад в мое будущее – выпускники лицея легко сдавали ЕГЭ и поступали в любой ВУЗ страны. И отличницей я сразу быть перестала – нагрузка была тяжелая для меня, непривычная. Правда, для моих одноклассников тоже – все мы, звезды в своих школах, сразу стали троечниками в лицее (лицей начинался с восьмого класса, классов младше в нем не существовало, поэтому, весь поток состоял из новеньких). Я получила первые тройки по физике и математике, а еще и по истории, кажется. В общем, сбили с нас спесь.
Время шло, а понимания предметов глубже не становилось, ну математика более-менее, а физику и химию я всё время списывала. И только гуманитарные науки давались без проблем – литература, биология, английский, общество, география были «на отлично». Пока мои одноклассники исследовали поведение диполя в электрическом магнитном поле, я разбирала роль мистики в творчестве Гоголя и участвовала в конференциях по литературе. А на день самоуправления я преподавала эту самую литературу школьникам. Казалось бы, ясно, к чему душа лежит, но значения этому ни я, ни мои родители не придавали.
Наступили экзамены: ЕГЭ по русскому и географии я сдала хорошо – набрала высокие баллы, математику чуть хуже, а литературу и физику сдавали в лицее, для количества (всего 5 экзаменов).
Вся наша параллель подавала документы в местный институт на МатФак, ФизФак и ХимФак. Ну и я тоже подала, и поступила на математический, бюджет, вместе с еще четырнадцатью ребятами из нашей школы.
Студенчество – шикарное время. Я хочу сказать, что отучилась я нормально – сессии закрывала вовремя, хвостов не имела, диплом написала. Вот только было это без души, для галочки - получить диплом, чтоб был. Во время учебы с большим удовольствием я занималась танцами, КВН, студенческой весной, а летом – вожатством в лагерях. А подруга моя, к слову, у которой я физику списывала в школе, училась хорошо, вникала в тему и параллельно изучала нужные ей предметы, не отвлекаясь на фигню. И вот, закончили мы один и тот же вуз, математический факультет, дипломы получили, я - синий, она - красный, и вышли в жизнь. И вот тут-то стало ясно, что кое-кому из нас не быть высокооплачиваемым специалистом, и угадайте, кому же? Попрыгунья - стрекоза, лето красное пропела, протанцевала, проКВНила, провожатила....
Я не жалуюсь, студенчество было моим лучшим временем – я неплохо прокачала свои социальные навыки, а вот, математика, увы, не моё. Я гуманитарий, мне нравится восточная модель*(см сноску ниже) обучения, интересен внутренний мир и мысли, и моя тяга к литературе указывала на это. Но я была юна и поверхностна, а родители желали лучшего – отличного «полезного» образования. А сейчас я понимаю, что если ты «горишь чем-то», то даже без образования сможешь достигать, ровно, как наоборот, хоть Оксфорд закончи, но если нет интереса, то и толка не выйдет.
В западной модели (она характерна в том числе для России) обучение направлено на исследование мира. В учащемся ценятся любознательность, креативность, критическое мышление. Вся деятельность ученика направлена вовне: он учится устному и письменному самовыражению, способности вести диалог и спор. По мнению Цзинь Ли, конечная и высшая цель обучения в такой модели — понять мир и научиться им управлять. Себя студенты изучают как инструмент создания достоверного знания.
В восточной модели первичной целью обучения является не познание мира, а познание себя, постоянное самосовершенствование и самовоспитание. Главный вопрос, на который должен ответить учащийся, — «Как я проживаю эту жизнь?». Фокус направлен не вовне, а внутрь. По достижении зрелого возраста каждый посвящает себя самообразованию, «учится быть личностью» — это процесс индивидуальный и социальный одновременно. Получается, что в восточной парадигме lifelong learning — это и есть жизнь. Самому процессу развития здесь уделяется больше внимания, чем результату.
Прошло почти десять лет после окончания ВУЗа, по специальности я не работаю, математику, напрочь, забыла. Единственный ОГРОМНЫЙ плюс от обучения – умение учиться дальше. Математика это гимнастика для ума и она затачивает мозг для изучения всего, чего ты хочешь – нет невозможного! И именно благодаря ей, я неплохо осваиваю новые функции и задачи на работе, анализирую, структурирую и планирую. Математика крута, но она не для всех, ее любить нужно, и тогда она приоткроет тебе секреты мира.
О чем всё это? О неумении слышать себя. Мне было семнадцать, когда нужно было принять решение, кем я хочу стать. А я не знала. Все на МатФак пошли и я пошла. Сейчас мне тридцать, и я до сих пор не уверена, что знаю, чего хочу. Так чего же можно было ожидать от постшкольного юнца?
Знаете, а я не одна такая, кто не знает, чего хочет от призвания и профессии. Нам дали свободу выбора, и она терзает неопределенностью – что же делать, как не ошибиться по жизни? А никак. Не узнаешь, если не попробуешь. Кому-то везет, и он сразу попадает в «яблочко», кто-то, как Поль Гоген, бросает должность биржевого брокера и становится художником лишь после сорока, а кто-то так ни на что и не решается, охраняя синицу в ладошке.
Я желаю нам всем услышать себя и найти свое место под солнцем.