Найти тему
Прекрасное Далёко

Поэтизация заброшенного и уходящего мира вредит настоящему. Зачем рисовать старые заборы.

В очередной раз наткнулась на подборку фотографий в интернете заброшенных домов, деревенек. Спор разгорелся не шуточный, и все из-за комментария, где фотограф посетовал: что сейчас хозяева сделают белые пластиковые рамы, новые крыши и испортят патриархальный вид российской деревни.

Фото автора. Тяглова Н. В. "Этюд старой Самары". Студенческий этюд, 1982 год.
Фото автора. Тяглова Н. В. "Этюд старой Самары". Студенческий этюд, 1982 год.

Народ справедливо возмущался тем, что если не ремонтировать и не создавать современные условия, то кто же жить будет в таких домах, и деревня точно вымрет.

Публика поделилась на два лагеря: городских, которых восхищал традиционный крестьянский уклад, но они не хотели бы так жить, и деревенских, которые ратовали за прогресс, ведь с «эстетикой уходящего» в реальности жить тяжело.

Художники тоже нередко поэтизируют старый уходящий быт, пишут восторженные картины о женщинах, стирающих руками зимой на реке или вилами собирающих сено. Тяжелый ручной труд, убивающий здоровье. А ведь сейчас доступна техника и механизация даже для маленького подворья.

Смотришь на все это, и охватывает тоска, в такую деревню точно не хочется. Получается замкнутый круг: с одной стороны художник выступает за деревенский образ жизни, с другой стороны показывает его так, сам того не желая, что смотришь и думаешь, что может и хорошо, что этот уклад меняется.

Зато очень мало картин и фотографий современной деревни, где она как раз развивается и поднимается. Может и не везде, но ведь есть уже новые тенденции, они хорошо видны.

Наверное, просто поэтизировать новую мощную технику, капитальные коттеджи, аккуратные поля до горизонта, ветряки или теплицы не очень удобно. Зато рассказывая о новых реальностях, проще возродить деревню. Что же важнее: спекуляции на прошлом или устремления в будущее?

Я, сама в юности была любительницей старины. Приехав к бабушке в деревню, не видела новые корпуса фермы или элеватор, а искала, чтобы нарисовать, хатки с соломенной крышами, старые колодцы-журавли или печки «грубы» во дворах.

Это увлечение ветхим закончилось после одного урока. Самара, начало 80 годов, художественное училище, пленэр.

Вся студенты, как один, нашли старые заборы даже в городском пейзаже и начали писать. Пришел наш преподаватель Г. Г. Вяльцев и возмутился: «Почему опять эти заборы! Их уже сто лет пишут, ничего нового вы не расскажите своими работами. Посмотрите вперед: в порту выразительно зависли речные краны, рядом живописные баржи, в дымке на горизонте новостройки. Новый причал для теплоходов, «Ракеты» на Волге. Пиши, не хочу».

Эмоциональный призыв нашего руководителя пленэра произвел впечатление. Мы действительно посмотрели на мир другими глазами. Увидели красоту современных конструкций, графику нового города и интересный мир настоящего.

Эстетика уходящего, развалин, заброшек манит своим романтическим и печальным состоянием. Так же как и проверенные сюжеты о крестьянской жизни. Но это однобокий и стереотипный подход.

Тем более, что художник должен обобщать свои образы, искать типичное в жизни. Даже если кто-то один полощет белье на реке, то у десятерых есть стиральные машинки. Кто-то пасет скот на лошади, а где-то натянута электрическая изгородь вместо пастуха.

Жизнь намного богаче и разнообразнее. Есть не только уходящее, но и новое, современное, за которым наше будущее. Жить настоящим, быть устремленным в будущее – это главное для художника.

Жить в сегодняшнем дне, современными реальностями нужно каждому из нас. Не застревать в прошлом, не поддаваться бесплодным мечтам о будущем, а ценить день насущный. Писать, рисовать, фотографировать его, пока мы живы, а он не стал историей.

Надеюсь, статья будет вам интересна. С удовольствием отвечу на все ваши комментарии и отзывы.