Найти тему
Молодой ленинец

Продуктовые карточки в 2021 году: зло или благо?

По итогам января 2021 года Россия почти в 8 (!) раз обогнала Европу по росту цен на продукты. В Евросоюзе еда подорожала на 1,1% (по сравнению с тем, что было год назад), а у нас — на 8,2%. Такие цифры приводит Росстат.

Правительство РФ всерьез задумывается о введении такой меры поддержки населения, как продуктовые карточки. Что это для простых граждан — благо или зло?

Фото: prodgoroda.ru
Фото: prodgoroda.ru

Как все начиналось

Вопреки распространенному мнению карточная система — не изобретение советской власти. Она унаследовала эту идею от прежней России, а та — от европейских держав. Во время Первой мировой войны карточки на хлеб, сахар, масло появились в Германии уже в 1915 году. Англичане и французы вводили карточки на сахар и уголь.

В Российской империи в 1916 году в 99 регионах империи местные власти ввели карточную систему сами.

Централизованно выдачи начались в 1917 году — стараниями Временного правительства. Большевики пользовались этой системой до 1921 года. В эпоху НЭПа карточки ушли в прошлое, а через 10 лет вернулись.

В Великую Отечественную войну система заработала вновь, причем во всех воюющих державах — Англии, Японии, США… Последняя волна накрыла Россию в 1980-е. Чтобы не напоминать о военном лихолетье, продкарточки называли талонами, купонами, «приглашениями на покупку». По ним продавали все, кроме хлеба, соков и мороженого.

Фото: newizv.ru
Фото: newizv.ru

В 2020 году несколько регионов России сами ввели продуктовые карты. Первой стала Калининградская область — помощь выдали тем, кто потерял работу и встал на биржу труда, затем к ним добавили самозанятых. Изначально люди получали по 10 тысяч рублей в месяц на карту «Мир». Снять средства было нельзя, деньги полагалось только тратить на продукты местного производства. Торговые сети получили 100 млн рублей, которые регион направил на выплаты по продкартам.

Кому дать, кого обделить?

«Дискуссии о необходимости введения в России продуктовых карточек идут не первый год, — комментирует тему кандидат экономических наук Герман Гуляев. — Многих людей пугает сама формулировка, рождая тревожные ассоциации с карточками военных лет или талонами перестроечных времен.

Но нынешняя ситуация, конечно, разительно отличается от того, что было ранее. Сейчас дефицита товаров нет, но есть иная проблема: при всем богатстве выбора еды многие россияне не могут себе позволить ее купить, постоянно экономят на питании.

Не так давно Росстат зафиксировал, что с недоеданием столкнулись 1,5% населения России в возрасте 18 лет и старше, то есть свыше 1,6 млн человек (без учета детей!). Чтобы помочь таким людям, и предлагается выпустить социальные продовольственные карты. Деньги должны быть обязательно из федерального бюджета — многие регионы такую нагрузку не потянут. И логично было бы ограничиться отечественными продуктами, причем без алкоголя и сигарет.

Можно взять список из социально значимых продуктов первой необходимости, который утвержден правительством. Российский союз промышленников и предпринимателей подсчитал, что на 1 рубль вложенных средств по такой программе прибавка ВВП составит до 1,9 рубля. Так государство и нуждающимся поможет, и своих производителей поддержит».

Однако как выбирать тех, кому выдавать соцкарты? Высказываются разные идеи. Например, помогать таким образом россиянам, чей доход на человека не превышает 1,5 МРОТ (это почти 50% страны, а в некоторых регионах почти все население). Также прозвучали предложения использовать уже существующие механизмы — скажем, поддерживать получателей соцпенсий и минимальных трудовых пенсий — ПФР все про них знает. А по представлениям служб занятости можно поддержать безработных.

Свое предложение в Минпромторг на днях отправил Союз потребителей. Организация считает, что продуктовые карточки нужно выдавать тем, кто уже получает жилищные субсидии: они уже проверены социальными ведомствами и официально признаны малоимущими и нуждающимися. Это примерно 3 млн семей, у которых на оплату жилищно-коммунальных услуг уходит свыше 22% семейного дохода.

Союз потребителей предлагает ежемесячно перечислять в среднем 3000 на семью и разрешать тратить деньги только на отечественное продовольствие. Всего на идею, таким образом, понадобится не более 9 млрд рублей в месяц. Так государство поддержит не только нуждающихся граждан, но и пищевую промышленность.

В развитие темы последовали и другие предложения. Так, Союз экспортеров призвал заменить продуктовые карточки цифровыми рублями — современным механизмом, который позволит раздать финансовую господдержку и контролировать ее целевое расходование. Предполагается, что цифровой рубль будет иметь форму уникального кода, который хранится в электронном кошельке, и станет полноценным платежным средством.

А как у них?

  • В Америке с 1964 года семьи с годовым доходом меньше 24000 долларов получают продукты по карточкам. Это 45 млн человек. Талоны можно использовать для покупок в ряде гипермаркетов. На человека в среднем в месяц выписывается 200 долларов.
  • В Канаде уже 30 лет действует «продуктовая почта» — отправка продовольствия бедным семьям за счет муниципалитетов.
  • Во Франции, Бельгии и Швейцарии есть специальные ваучеры для малоимущих — они дают им скидки в супермаркетах и ресторанах фастфуда.
  • В Германии с 1993 года действует благотворительное общество «Тафель» — оно обеспечивает 1 млн людей дешевыми продуктами, которые жертвуют магазины, пекарни и граждане. По удостоверению малоимущего или безработного продукты можно купить за 1—2 евро.