Создание главного героя книги или фильма – сложный и многоэтапный процесс. Автор должен сделать персонажа убедительным, продуманный, интересным и запоминающимся. Помимо общего качества проработки придуманного героя еще и нужно грамотно вписать в повествование. Существует немало подходов для достижения этой цели, и в статье мы поговорим об одном из них – понятии трехгранного персонажа. О том, что скрывается за этим термином и как создавать героя книги, читаем ниже.
Кто такой трехгранный персонаж?
Неинтересных героев нередко называют картонными и плоскими. Хотя не все понимают, что означает это выражение, оно является противопоставлением объемному или трехгранному персонажу. Да, без геометрии здесь не обойтись. Авторы книг по писательскому мастерству используют такое понятие как треугольник персонажа. Зачем он нужен и как с ним работать?
Стороны треугольника – это три группы ключевых характеристик персонажа: физиологические, психологические и социальные.
- Физиологические. Сюда относится все, что связано с внешним видом героя, его физическими способностями, а также травмами и недугами. Какого роста персонаж. Силен ли он? Какого цвета волосы и глаза? А может, он носит очки и чем-то болеет?
- Психологические. Эта группа отвечает за внутренний мир героя – его характер, нрав, мотивы и стремления. У него много друзей и он любит шумные вечеринки или наш персонаж волк-одиночка? Он вспыльчивый и всегда отстаивает свою правоту или сдержан и осторожен? Предпочитает решать проблемы самостоятельно или вместе с помощниками?
- Социальные. Фактическое отношение героя с другими персонажами, его роль (может быть переменчивой) в мире вашего произведения. Кем он работает и как это у него получается? Может, он ведет какую-то дополнительную жизнь? Посещает кружки и тренажерный зал, занимается боевыми искусствами или состоит в секте?
Почему треугольник персонажа – это удобный ориентир?
Все три группы характеристик тесно переплетаются друг с другом, а также они связаны с конфликтами и вплетены в повествование. Портрет персонажа нужно составить таким образом, чтобы читатель получил продуманного и проработанного персонажа. В то же время нельзя перегружать произведение лишними и ненужными деталями. Как же соблюсти баланс?
Процесс создания героя нужно объединить с продумыванием сюжета и конфликтов. Классификация конфликтов всецело к этому располагает (внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, а также межгрупповые).
Характер героя, как правило, основан на его бэкграунде. А предыстория, в свою очередь, может быть умело вплетена в сюжет и мир произведения. Если вы 20 страниц рассказывали читателю, что произошло с персонажем в прошлом и почему он стал таким нелюдимым, тот это текстовое полотно обязательно должен быть связано с сюжетом. В противном случае вы можете получить отрезок, словно пришитый к вашей книге, как отдельный элемент.
По этой причине многие авторы бэкграунд героя запихивают куда-нибудь в глубь книги и ждут подходящего момента, чтобы рассказать о нем читателю. И здесь мы приходим к важному выводу.
Треугольник персонажа нужен в первую очередь автору, а не читателю. Этот инструмент позволяет нарисовать логичный и проработанный образ с продуманными и важными для сюжета деталями. Начав работу над героев до написания содержания вы даете возможность персонажам самим рассказать историю, не дергая искусственно их за ниточки.
Также вы спасаете себя от логических нестыковок, роялей в кустах и пришитых белыми нитками сюжетных ходов.
С чего начать создание персонажа?
Здесь все индивидуально и во многом зависит от ваших сильных сторон. Например, тем у кого хорошо развито образное мышление, будет проще представить, как выглядит герой и описать его читателю. Философы с легкостью нарисуют модель своего мира и по щелчку пальца определят в нем роль главного героя. Психологи составят личностный портрет персонажа и расскажут, из-за чего у него проблемы в семье и почему он не ладит с другими людьми.
Есть и универсальный подход. Погрузитесь в самое сердце своей задумки и постарайтесь нащупать ключевой конфликт будущего произведения. Подумайте, какую роль в нем суждено сыграть главному герою. Какими качествами ему для этого нужно обладать? В каких отношениях он с другими персонажами должен состоять, чтобы убедительно и интересно реализовать вашу задумку? Как при этом он выглядит? Следит ли он за своей формой и здоровьем или разрушает свое тело и психику вредными привычками и пагубными пристрастиями?
В процессе создания персонажа существует немало подходов и сегодня мы обсудили лишь один из них. Есть и другие приемы, которые отличаются от описанного, но, возможно, больше подходят вашему замыслу. Например, если автор хочет стереть границу между героем и аудиторией, то он может умышленно почти никак его не описывать, скрыть от читателя бэкграунд и написать произведение от первого лица.
Кстати, недавно я рассказывал, кто такие Мэри и Марти Сью и показал, каких подходов в создании героя точно стоит избегать.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь, если было интересно – на канале я рассказываю о писательстве, книгах, кино и не только.
Также может быть интересно:
Чек-лист по созданию романа. С чего начать работу над книгой?
Писательское мастерство. Кто такие Мэри и Марти Сью или какими не должны быть ваши персонажи
Писательское мастерство. Ключевые элементы детективного романа
Писательское мастерство. Типология и основные приемы жанра ужасов