В некоторых своих рассказах я затронул тему воспитания детей. Хотелось бы продолжить эту тему и на этот раз рассуждаем о том, как важно быть примером в процессе воспитания.
Пример 1
Мы пытаемся своему ребёнку объяснить, что так делать правильно, а так нет. Но для того, чтобы он понял, что от него требуется, нужно не только объяснить, но и показать, что вы от него требуете.
Например, требуя от ребёнка навести порядок в комнате надо показать ему, что такое порядок. Разложить игрушки и одежду по своим местам, выбросить мусор. Сначала показываем, потом требуем того же. С этим всё вроде бы понятно. Но оказывается этого мало.
Чтобы у вашего ребёнка закрепилось правильное понимание своего поведения нужно на личном примере показывать ему, что у вас такое же представление о том, что вы от него требуете.
Если вы от ребёнка требуете не употреблять в разговоре плохих слов, а сами извините ругаетесь матом, у него естественно возникает непонимание того, что вы от него хотите. Есть хорошее выражение - воспитывайте себя, дети ваше отражение.
Пример 2
Те, кто застал наше Советское прошлое наверное помнят такое выражение - пионер, всем ребятам пример! Но ведь тогда даже ровесники были примером для товарищей.
Призывали равняться на лучших, ведь это была хорошая мотивация для тех, у кого то не всё получалось. Товарищи шли на выручку, помогали отстающим. Воспитательное воздействие коллектива было на высоком уровне и не только в школе, но и в обществе.
Пример 3
Когда я служил в армии, одно время от командного состава требовали воплощать в жизнь одно наставление: "Делай как я показываю", а не "делай как я сказал". Задумка была очень хорошая. Не знаю осталось это сейчас или нет.
Например, командир взвода проводит занятие по физической подготовке. Тема занятия - гимнастические приёмы на перекладине или брусьях. Вначале он объясняет теорию, потом показывает как это упражнение выполняется, а потом по очереди военнослужащие его выполняют. Всё логично. Но бывает не совсем так. Командир рассказывает, потом вызывает подчинённого из строя и на нём показывает как выполняется то же упражнение.
Кто то скажет - какая разница? Ведь цель достигнута. Большая, отвечу я вам. Чтобы командиру быть у подчинённых авторитетом, он должен сам быть им во всём примером. Я помню как наши командиры бежали рядом с нами на утренней зарядке и шли рядом на марш-броске.
Так же и с детьми. Родители должны быть примером своим детям во всём. Вместе играть в спортивные игры, ходить в поход, выполнять работу. Тогда можно не опасаться, что ваши дети вырастут не воспитанными и не сознательными.
Не зря, я считаю, одним из методов воспитания является личный пример.