Работа авиадиспетчера всегда была статусной, почетной и хорошо оплачиваемой. Авиадиспетчер информирует экипажи воздушных судов об обстановке по маршруту полета и на аэродромах, предоставляет метеорологическую информацию, поддерживает радиосвязь с пилотами в соответствии с правилами и фразеологией радиообмена, как на русском так и на английском языке. Также авиадиспетчер вводит в автоматизированные системы управления воздушным движением необходимые данные для оценки воздушной обстановки. Его девиз - "Вижу, слышу, управляю". По общепринятым правилам диспетчерскую службу называют ATC - Air Tarffic Control. Но сказать, что человек относится к этой службе недостаточно, ведь диспетчер диспетчеру - рознь. В этой статье мы разберемся какие бывают диспетчеры и какие задачи перед ними стоят.
Начнем с башни!
Башня, вышка, тауэр - это лишь немногие названия здания, которое располагается в районе летного поля. Она находится в том месте, откуда будет хорошо просматриваться большая часть ВПП (взлетно-посадочной полосы). В фильмах часто можно увидеть, как авиадиспетчер находится на самой верхушке этой башни и ведет самолет на эшелоне, на самом же деле все не совсем так.
На верхушке башни располагается рабочее место диспетчера старта и посадки. Там же находится место диспетчера руления .
Диспетчер старта и посадки дает команды занять исполнительный старт и начать взлет, контролирует посадку.
Диспетчер руления управляет движением воздушных судов и аэродромных служб по территории аэродрома. Именно он разрешает запуск двигателей самолета, руководит движением по рулежным дорожкам и дает команду выруливать на предварительный старт перед ВПП.
Руководитель полетов так же находится наверху и следит за работой диспетчером старта и руления, наблюдает за общей обстановкой на своем рабочем месте.
Именно эти диспетчеры находятся на самом последнем этаже здания с панорамным обзором, так как для работы им необходимо иметь визуальный контакт с воздушными суднами (ВС).
Спускаемся на несколько этажей...
Мы попадаем уже не в такое светлое и просторное помещение, ведь остальным диспетчерам нет необходимости в визуальном контакте с воздушными судами.
Тут работают диспетчеры круга и подхода, а так же старший диспетчер смены и диспетчер районного центра.
Диспетчер районного центра контролирует движение ВС в пределах установленных для него границ в горизонтальной плоскости как по воздушным трассам, проходящим через его зону ответственности, так и вне этих трасс. Но данный диспетчер есть не во всех аэропортах, а только в районных центрах - крупных узлах. Оттуда он ведет работу на довольно обширной зоне, которая включает в себя не только воздушное пространство над своим аэродромом.
Диспетчер круга руководит движением ВС в области воздушного пространства от 2 км и ниже и в радиусе 50 км от аэродрома. Выдает разрешения на выполнение захода на посадку прилетающим воздушным судам и указания о первоначальном наборе высоты вылетающим.
Диспетчер подхода руководит движением ВС в области воздушного пространства, ограниченной высотами 2-6 км и удалением от аэродрома 90–120 км; решает задачи определения очередности захода на посадку, занимается построением необходимых интервалов эшелонирования при посадке и взлете. Вышеперечисленные диспетчеры, как правило, работают непосредственно в аэропорту на КДП (вышке).
Delivery и Диспетчер группы планирования
Не все диспетчеры находятся в зданиях вблизи аэродрома. Люди, занимающиеся планированием и документацией не нуждаются в визуальном и радионаблюдением за ВС. Их задачи немного другие, поэтому они работают в центрах ОрВД - здания, принадлежащие Госкорпорации по организации воздушного движения.
Диспетчер группы планирования воздушного движения составляет суточный план полетов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов.
Диспетчер пункта обслуживания вылета Delivery выдает разрешение на полет по заявленному в представленном плане маршруту.
Может ли диспетчер иметь сразу несколько допусков?
Авиадиспетчер после выпуска и устройства на работу имеет всего один допуск на определенное рабочее место. Еще на стадии обучения студент определяет, где именно он хотел бы работать. Но по мере наработки опыта и стажа у него появляется возможность пройти обучение на смежную позицию, например, будучи диспетчером круга, получить допуск на диспетчера подхода, или с диспетчера старта на диспетчера руления.
Перескочить с диспетчера старта на подход гораздо сложнее, но возможно. Тем не менее, предпочтительней получать два смежных допуска, чтобы в случае необходимости оперативно заменить другого диспетчера на рабочем месте.
В данной статье я поверхностно разобрал каждую их этих позиций, а в дальнейших статьях вы найдете подробный разбор и описание всех видов допусков.