Найти тему

ЧЕТЫРЕ ГОДА СВЕТИКУ, ОН ЛЮБИТ АРИФМЕТИКУ Феноменальные математические способности Стасика преисполняют его маму гордостью.

Фото автора
Фото автора

РЕПОРТАЖ С ГОРШКОМ В РУКЕ 29

Дорогие читатели!

Приглашаю вас в младшую группу (от 3 до 4 лет) одного не совсем обычного московского детского сада. Вы познакомитесь со всеми её маленькими и такими разными обитателями, а также с воспитателями и другими работниками садика, с родителями и, конечно же, с проблемами. Куда ж без них…

Разумеется, все имена и названия изменены, любые совпадения случайны.

Четырёх лет Стасику ещё нет.

Несмотря на то, что он гиперподвижен, (воспитатели подозревают гиперактивность), не может сосредоточиться ни на каком занятии более, чем на несколько минут (что уже достижение!), не в состоянии контролировать хаотичные движения рук, ног и всего своего лёгкого, словно комариного, неугомонного тела, у него прекрасная речь и отличная память.

Говорит он без умолку, этакая «песня акына» - что вижу, о том пою. Речь его при этом очень разнообразная, он правильно использует окончания, союзы, предлоги, сравнительные обороты, у него очень большой для его возраста словарный запас. Здесь, конечно, ему помогает его замечательная память. И, кстати, он хорошо выговаривает букву «Р».

Но память его по большей части механическая, он запоминает и повторяет большое количество слов, названий, терминов, понятий, смысла которых в силу своего малого возраста ещё не понимает. Но с удовольствием использует.

Например, он знает много названий автомобилей. Во время излюбленной игры с машинками из него так и сыплется: «Джип», «Мазда», «Фольксваген», «Тойота», «Рено», «Пежо», «Форд», «Вольво» и прочее. Но при этом он не знает, как называется их машина, чем одна марка отличается от другой, какой логотип соответствует тому или иному названию. Стоит ему показать игрушечную машинку с логотипом и спросить: что это за машина? – и он молчит, хлопает пушистыми ресницами, словно не понимает даже, чего от него хотят.

Сеня, который очень сильно увлекается автомобилями, радостно кричит:

- Это «Фольксваген»! У него значок такой… - Сеня пальцем изображает остроугольные буквы, - точно, «Фольксваген»! У дяди Миши такой, «Туарег», немецкий!

- «Фольксваген»! – радуется Стасик и, не в силах остановиться, торопливо перечисляет: - «Тойота», «Рено», «Пежо», «Форд»…

В группе есть большой яркий альбом с разными автомобилями. Сеня легко показывает больше десятка известных ему марок. Игорь, Ваня, Мирон, Толик, Алик, Саша находят автомобили той марки, которые есть в их семье, и знают ещё одно-два названия. Подошла Женя, издалека заинтересовавшаяся большим альбомом, и с ходу показала джип «Лендкрузер».

Ещё Стасик знает, например, в большом количестве цвета, в том числе такие, как бежевый, телесный, лиловый, салатовый, алый, цвет морской волны. Но показать может только два – красный и синий. В то время как Игорь, Ваня, Мирон, Саша, Женя, Ия, Влада, Нина, Стёпа в цветах карандашей, красок, бумаги, пластилина ориентируются очень легко.

И ещё Стасик знает и охотно демонстрирует (списком!) названия деревьев, городов, геометрических фигур, включая трапецию, и прочее.

Но все эти названия никак не соотносятся у него с конкретным цветом, машиной, деревом, квадратом…

А самое главное – Стасик умеет считать! Без запинки барабанит:

- Один, два, три, четыре… - до десяти, потом ему надо подсказать:

- Одиннадцать.

И он погнал дальше:

- Двенадцать, тринадцать… - до девятнадцати. Потом ему снова нужно подсказать:

- Двадцать. – И он несётся дальше на всех парусах:

- Двадцать один, двадцать два…

И, если его не остановить и вовремя подсказывать, он доберётся до ста!

Такие феноменальные математические способности преисполняют его маму гордостью, она постоянно говорит всем, что Стасик любит математику. И на родительском собрании горячо поддержала Веронику Эдуардовну, предложившую купить рабочие тетради по арифметике (в младшей группе!) и проводить с детьми занятия. Мама уже предвкушала, что Стасик будет на этих занятиях самый лучший, самый первый, ведь никто в группе и до десяти считать не умеет, а Стасик – до ста! У них недавно были гости, так Стасик поразил всех своими математическими способностями! Все прочили ему блестящее математическое будущее!

Вот перед сном Стасик, самый первый содравший с себя одежду и бросивший её комком на стул, носится по спальне и с упоением бубнит:

- Двенадцать, тринадцать, четырнадцать…

- Стасик, - говорит Анна Яковлевна, - во-первых, давай сложим твою одежду аккуратно, чтобы она не помялась, а во-вторых, раз ты умеешь считать, то посчитай, пожалуйста, сколько у нас в спальне кроватей, хорошо?

Стасик в восторге. Он торопливо под руководством воспитательницы вешает рубашку на спинку стула, выворачивает и складывает колготки, шорты, а сам весь в предвкушении важного дела – сейчас он будет считать кровати! Наконец он облачён в пижаму, ноги снова в сандаликах – и понёсся Стасик вдоль кроватей туда-сюда, выкрикивая:

- Один!.. Два!.. Три!... Двадцать семь!.. Двадцать восемь!..

- Подожди-подожди, что-то ты слишком много насчитал! – удивляется Анна Яковлевна. – Давай сначала. И ты не бегай, а подходи к каждой кроватке, чтобы никакую не пропустить, но и чтобы одну не посчитать два раза. Понял?

- Угу! – Стаська кивает и бежит к крайней кровати:

- Один, два, три!..

С размаху опирается на неё двумя руками:

- Четыре! - и бежит к следующей – через проход и наискосок:

- Пять, шесть, семь, восемь!..

Ударяет двумя руками по одеялу:

- Девять!

И бежит дальше, к другому ряду:

- Десять, одиннадцать!..

- Стой, стой! – смеётся Анна Яковлевна, - так мы с тобой просчитаемся! Ты очень торопишься. Давай, мы тебе помощника найдём. Ты будешь считать, а он следить, чтобы ни одну кроватку не пропустить. Ребята, кто хочет помочь Стасику?

Все молчат. Задание трудное и непонятное.

Вызывается Игорь. Он знает счёт только до трёх. Но чисто по-житейски он понимает, что значит сосчитать кровати. Он подходит к кроватке Ии, стоящей в самом углу и с которой действительно начинается нумерация, и берётся двумя руками за спинку, повернувшись лицом к Стасику. Тот незамедлительно заводит:

- Один, два, три…

- Стоп! Одна кроватка – один номер! Не торопись! Эта кроватка у нас номер один.

- Да, - с удовольствием подтверждает Ия, - моя кроватка самая первая!

Игорь переходит к следующей, так же берётся за спинку и смотрит на Стасика.

- Два, три, четыре!.. – торопливо выпаливает тот.

- Стоп! – опять останавливает воспитательница, - одна кроватка – одно число! Не спеши! Эта кровать номер два. Так, дальше!

Игорь методично подходит к кроваткам, по рядам, не пропуская ни одной, Стаська, наконец, сообразил, что от него требуется, и называет только одно число. Таким образом добираются до последней кровати, стоящей рядом с воспитательским столом, на которой спит, вернее, должен спать Егор. Она оказывается под номером двадцать два. Больше кроватей нет. Но Стасик упоённо токует дальше:

- Двадцать три, двадцать четыре…

Некоторые дети смеются. Они понимают, что кровати уже закончились, а Стасик всё считает.

- Ну? – спрашивает Анна Яковлевна, - так сколько же у нас в спальне кроватей? Стасик?

Он уверенно произносит следующее число:

- Двадцать пять! – и несётся дальше: - Двадцать шесть, двадцать семь…

- Всё, всё, Стасик, счёт кроватей окончен! Игорь, а ты как думаешь, сколько у нас кроватей?

- Двадцать две!

- Почему?

- Потому что Егорова кровать номер двадцать два, а больше кроватей нету.

- Молодец! Итак, ребята, Стасик с Игорем посчитали, и мы теперь все знаем, что у нас в спальне двадцать две кровати.

С этого дня в группе прочно приживается «игра в арифметику». Она идёт фоном для других занятий, например, переодевание, посещение туалетной комнаты, помощь няне в раскладывании салфеток, ложек-вилок, приготовление материалов для занятий и прочее.

- Стасик, сколько у тебя ножек? – интересуется Вероника Эдуардовна, и Стасик, сидя на стульчике, с готовностью демонстрирует свои тоненькие, но очень быстрые ножки.

- Вот и вот!

- Это сколько же?

Слово «сколько?» действует на Стаську, как спусковой крючок, и он тарахтит, как пулемёт:

- Один, два, три…

- Две ноги у тебя, - говорит Ниночка, сидящая на соседнем стуле, и шлёпает Стасика по коленкам: - раз и два! Две!

- И у меня!

- И у меня!..

- И у меня две! – смело говорит Артём и в качестве доказательства по очереди приподнимает вытянутые ноги.

- У всех две ноги, - говорит Женя, - и две руки.

- И два глазика! – говорит Ия и пальчиками осторожно дотрагивается до закрытых век.

- И два уха! – кричит Степанида и демонстрирует почему-то не свои, а Игнатовы оттопыренные уши.

- А ещё что у нас два?

- Больше ничего, - говорит Сеня, ощупывая свое лицо, - нос один.

- И рот один! А-а-а!.. – предъявляет широко разинутый зубастый рот Тимур.

- Есть. – Спокойно говорит Женя. – Две щеки и две дырочки в носу.

- А голова у всех одна! – говорит Игорь.

- А у Змея-Горыныча три!

Тут уж возразить нечего. Последнее слово осталось за Женей.

- Стасик, переверни носочек, видишь, пятка наверху, а должна быть где?

- Внизу. – Стасик переворачивает носок.

- А второй где?

Стасик оглядывается и пожимает плечами.

- Ну как же так? Ножек у тебя сколько?

- Две, - демонстрирует недавно полученные знания Стасик.

- А носочков у тебя сколько?

- Один…

- А должно быть сколько? Хватит тебе одного носочка на две ножки?

Стасик качает головой и крутит босой ступнёй. Нет, никак не хватает одного носочка на две ножки!

- Носков должно быть два! – говорит Влада, - сколько ножек, столько и носочков! На одну ножку один носочек!

- И варежек две! – подхватывает Игорь. – На каждую руку одну варежку!

- А шапка одна! – говорит Нина, - и шарф один, потому что шея тоже одна!

- Молодцы! – хвалит Вероника Эдуардовна и задаёт коварный вопрос: - А чего у вас больше, рук или ног?

- Ног! – выкрикивает Артём, но, не встретив поддержки, втягивает голову в плечи. Поторопился он с ответом. Кладёт руки на коленки и вздыхает, рассматривая свои руки и ноги.

- Руки две и ноги две – одинаково. – Говорит Ваня. – Ничего не больше.

- Молодец, Ваня! Два и два, неважно, чего – всегда одинаково!

- А один и один – тоже одинаково! – говорит Игорь.

- Конечно! У кого больше носов, у Алика или у тебя?

Игорь на всякий случай смотрит на Алика, трогает свой нос и уверенно говорит:

- Одинаково!

Алик внимательно слушает, смотрит на Игоря и тоже говорит:

- Одинаково!

- Стасик, посчитай сколько ножек у Ниночки, у тебя и у Егора.

Стасик поворачивается к Нине, дотрагивается указательным пальцем до её коленок:

- Раз, два! – вскакивает со стула, тычет пальцем в коленки Егора:

- Раз, два!

Ниночка берёт со Стаськиного стула носок, на котором он, оказывается, сидел, и протягивает ему. Он говорит «спасибо», берёт носок, плюхается на свой стул, внимательно пересчитывает свои коленки и радостно докладывает:

- У всех по две! Одинаково!

Уже почти все запомнили – кто механически, а кто и с полным пониманием – сколько кому лет, и умеют показывать на пальцах и называть: три или уже четыре. Детям трудно совладать с пальчиками, поэтому они оттопыривают большой палец, указательный и средний – это три года. Егор прижимает большой палец к ладошке и демонстрирует четыре остальных, гордо говоря:

- Читирэ!

Точно знают, сколько у них рук, ног, ушей, коленок, пяток и прочее. И почему у брюк и колготок по две штанины, а у свитера и куртки по два рукава.

Что за столами они сидят по четверо, значит, на каждый нужно класть по четыре салфетки, по четыре ложки и вилки.

Что в группе три окна, а в спальне одно.

Что воспитателей двое, а няня одна.

Что спортивный и музыкальный залы на втором этаже, а бассейн на третьем.

Что когда родители забирают кого-то из детей, в группе остаётся на одного человека меньше.

И много чего ещё. Всё это проговаривается, обсуждается, демонстрируется на примерах, со временем запоминается, усваивается.

Получили новые игрушки, в том числе большие красочные деревянные часы с крупными яркими цифрами. Решили повесить их на стену. Учить определять время ещё рано, но со знакомыми цифрами, которыми дети часто оперируют, Анна Яковлевна решила их познакомить, чтобы знали, как они выглядят.

Цифру «один» знают многие. Ия гордо сказала, что такая цифра написана на спинке её кровати.

Цифру «два» узнал Стасик – у них на двери такая цифра, потому что у них квартира номер два.

Цифра «три» не была знакома никому.

- А после цифры «три»… - продолжила Анна Яковлевна.

- Четыре! – сказала Женя.

- Откуда ты знаешь?

- За «тремя» идут «четыре»,

острый локоть оттопыря. – объяснила начитанная Женя.

Пусть у неё нет «математических способностей», но ей очень много читают и с ней много разговаривают, и она смогла вспомнить подходящий стишок и к месту его использовать.

Фото автора
Фото автора

А ещё до игры в числа группе очень полюбилась игра в слова.

Опять же фоном к другим занятиям.

Вот, например, идёт сильный холодный дождь, прогулку отменили, на улице сумрачно, в группе горят все лампы, тепло, уютно. Дети вяло играют в игрушки, валяются на диване, креслах, Анна Яковлевна сидит рядом с играющими на ковре детьми и читает им книжку. Задаёт вопросы по прочитанному. Заходит речь про Петю-Петушка. Попутно выясняется, что оба эти слова начинаются на одну букву. На какую?

- На букву «П»! – говорит Женя.

- А какие ещё слова начинаются на букву «П»? – спрашивает воспитательница.

Ия, не отрывая взгляда от куклы, на которую она старательно натягивает штанишки, говорит:

- Пуговица! Пластилин!

Нина:

- Пастила! Пушистик! Планшет!

Набирает обороты игра в слова на букву «П».

Семён:

- Полиция!

Степанида:

- Простокваша!

- По Попе! – вдруг выпаливает Артём, и глаза его торжествующе горят – он, наконец, понял смысл этой игры. Смотрит на Анну Яковлевну: - Правильно?

- Правильно! – говорит воспитательница. – Только лучше вот так: По Плечу Погладить! – и она гладит Артёмку по плечам. – Молодец!

Мирон, не отрываясь от робота:

- Подарок! Праздник!

Влада:

- Платье! Пианино! Пирожки!

Стасик:

- Пылесос!

Женя:

- Пушкин! Пирожное!

Игорь:

- Пушка! Которая Царь-пушка!

Никита:

- Плакал!

- Кто плакал?

- Я!

- Когда?

- Вчера ночью.

- А почему?

- А ночник выключился. В нём батарейка кончилась. И было темно. И я плакал.

- Ты не любишь в темноте спать?

- Нет, я боюсь. В темноте бабайка, он может утащить.

- А батарейку уже поменяли?

- Нет ещё, папа сказал, сегодня купит и поменяет. Мне настольную лампу включали.

Алик:

- Пикник!

- Здорово! А где устраивают пикник?

- На даче!

- А ещё где?

- На море, на пляже.

- Пляж! – радуется Ваня. - Полотенце! Прилив!

- Правильно, Ваня, молодец! – и снова к Алику: - На даче, на пляже, в лесу ещё можно. А как сказать одним словом? Ну, подумай! Пикник устраивают на при…

- На природе! Папа говорит: поедем на природу!

Алик так счастлив, что смог правильно ответить на такие сложные вопросы, что в изнеможении плюхается на ковёр и, сидя по-турецки, подпрыгивает на попе и широко улыбается.

Толик тоже вносит свою лепту в коллекцию слов на букву «П»:

- Пукнул!

- Оля, а какое ты знаешь слово на букву «П»?

Оля поднимает свои томные, с поволокой глаза, думает, потом меланхолично говорит:

- Пуговица…

- Было!.. Было!.. Уже было!.. – наперебой кричат бдительные Ия, Нина, Влада и Женя. Они хорошо знают правила этой игры. Они в неё играют и дома. – Ия говорила!

- Было! - не очень уверенно повторяет за девочками Артём и расплывается в улыбке, поняв, что сказал правильно и к месту.

- Да, Оля, это слово уже было. Придумай другое.

- Подушка, - так же меланхолично говорит Оля.

- Тимур, а какое слово ты нам скажешь на букву «П»?

Тимур хмурит брови, не очень понимая, что от него хотят.

- Ну, давай вместе вспоминать, какие бывают слова на букву «П». Смотри: Па… По… Пи…

- Пистолет! – радостно выпаливает Тимур.

Подходит Егор, топчется около воспитательницы.

- Егор, твоя очередь! Какое ты знаешь слово на букву «П»?

Егор смотрит в лицо воспитательницы большими прозрачными глазами, теребит край висящего у него на плече «пледика», натужно шевелит губами…

- Ты точно знаешь такие слова! – подбадривает Анна Яковлевна. – Вот смотри: скоро Придёт за тобой мама и Принесёт тебе сок. Что ты будешь с ним делать?

Егоркино лицо озаряется радостью.

- П-п-пыть!

- Правильно! Пить! Молодец, Егор!

Игнат, не выпуская из рук большую красную машину, с интересом переводит взгляд с одного говорящего на другого. Смысла игры он не улавливает, но, подгоняемый любопытством и нетерпением, пробирается поближе к воспитательнице.

- Я!.. Я тоже знаю!

- Очень хорошо, Игнат! Говори!

Игнат молчит, вытаращив свои большие горячие глаза.

- Ну, давай! Какое слово на букву «П» ты нам хочешь сказать?

Игнат в растерянности шепчет слово, за которое только что хвалили Егора:

- Пить?..

- Было!.. Было!.. – бдительно кричат вроде бы занимающиеся своими делами, но при этом внимательно следящие за игрой девочки.

- «Пить» - слово правильное, но оно уже было, - объясняет Анна Яковлевна, - нужно другое. Это какая машина у тебя?

Игнат с готовностью демонстрирует воспитательнице машину.

- Пожарная!

- Молодец! Вот какое хорошее слово на букву «П»! А кто сидит в пожарной машине?

- Пожарник.

- Отлично! Пожарник в пожарной машине едет тушить что?..

Тут у Игната выходит заминка, но его выручает Игорь:

- Пожар! Я, когда вырасту, пожарником буду!

- И я пожарником! – не теряется Игнат.

- Очень хорошо! Смотри, у нас получилось целых три слова, и все на букву «П»: пожарная машина, пожарник, пожар. Да ещё два своих смелых пожарника в группе - Игорь и Игнат!

- Тоже на одну букву – элегически замечает Женя. – На «И».

- Молодец, Женя!

- А я буду портнихой, - говорит Ия, - как моя мама.

- Очень хорошо, - одобряет Анна Яковлевна, - Прекрасная Профессия Портниха! – говорит она, выделяя каждый раз букву «П» в начале слова. – Это так здорово – шить красивые платья, брюки, кофточки, сарафанчики!

- И ещё пальто!

- И куртку!

- И юбочку!

- И костюм снежинки с блёстками!

- И костюм пирата! – радостно кричит Стасик, бегающий вокруг детей, но при этом, что удивительно, не теряющий нити игры. – С саблей!

Игра в слова на определённую букву плавно переходит в игру в ассоциации.

Казалось бы - пустяковая игра в слова, в которую дети играют между делом, занятые игрушками. Но как много она может сказать о детях и об их семьях воспитателю, а ещё больше психологу! И как много она, совершенно ненавязчиво, даёт детям! Вот уже Артём включился, Егор, Игнат, а Стасик, оказывается, способен сосредотачиваться на довольно долгое для него время!

Играют в группе в эту игру довольно часто. Дети её любят. Им очень нравится отвечать на вопросы, думать, искать ответы, слушать, как отвечают другие, потому что ответ товарища часто служит подсказкой, надо только уметь ею воспользоваться. И как приятно сказать какое-нибудь неожиданное интересное слово, которое всех удивит! Но при этом не надо сидеть на стульчике за столом и смотреть на воспитательницу. Можно играть, бегать, заниматься своими делами и при этом ещё играть в такую увлекательную игру!

Многие родители говорят, что дети сами затевают игру в слова дома, на прогулке, по дороге в сад, в магазин.

Конечно, жаль, что Прохор, Зина, Костик не принимают участия в этой игре в силу особенностей своего развития, хотя вот Костик явно прислушивается.

- Артём, какое слово ты знаешь на букву «Я»?

- Я больше не буду!

Дорогие читатели! О том, как проходит жизнь в группе «Дюймовочка», какие ребятишки её посещают и чем необычен детский сад, вы сможете узнать в следующих публикациях.

Дети
51,7 тыс интересуются