«Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.» (Исаия 55: 8-9).
Как определить, что есть настоящее смирение, и что есть человекоугодие? На первый взгляд человек, который угождает людям, кажется смиренным. Но далеко не всегда это так. Скорее эти два свойства противоположны друг друга, потому что человекоугодие происходит от гордости и тщеславия, а гордость, как известно, противоположна смирению. То есть, человекоугодие, качество духа антихристианского: «Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он – лжец и отец лжи.» (Ин. 8: 44). Духу Христову же свойственно смирение: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим.» (Мф. 11: 29). Человекоугодник стремиться произвести впечатление на людей, ищет или своей выгоды, или делает это из страха перед начальством, например, или же стремиться заслужить авторитет перед другими людьми. Таким образом, объектом поклонения является человек, и собственные страсти, а не Бог. Настоящее же смирение ищет воли Божией. А воля Божия далеко не всегда постижима разумом человеческим, нужно просто довериться Воли Божией и Его Промыслу: «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.» (Псалом 144: 17). Руководствоваться же помышлениями своего сердца, это противоречие Воли Божией и уклонение от Бога, пусть они и кажутся даже, добрыми, на первый взгляд. Примером является по-видимому благое намерение Петра, когда он пытался уговорить Спасителя не идти на Голгофу: «И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22). Но это противоречило Воли Божией и Его Промыслу, так как через этот Голгофский Крест Христа совершилось спасение мира, поэтому Господь и сказал Петру: «Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.» (Мф. 16: 23). По толкованию святых отцов, сатана также не желал этого креста Христова, чтобы не совершилось спасение мира. Поэтому и жить собственными помышлениями нельзя: «потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его». (Быт. 8: 21), «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф. 15: 19-20), но лучше сверять всё с Волей Божией, указанной в Священном Писании, поэтому Господь и говорит нам: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». (Мф. 16: 24). Но и награда за это исполнение Воли Божией большая, которой на земле нет, жизнь вечная: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.» (Мф. 7: 21).
Не всегда истинное смирение и праведность понятны людям, иногда смирение, кажется людям гордостью, и наоборот. Человек видит внешнюю сторону вещей, Бог же взирает на сердце: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.» (Евр. 4: 12). Истинное смирение не ищет угодить всем и понравиться: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.» (Лк. 6: 26). Господь обличал фарисеев, которые старались перед людьми казаться праведными: «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.» (Мф. 12: 34). Эти Его обличения фарисеев были направлены не против них, но против греха в них: «Вот, Я – на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Саваоф; ибо пришёл день твой, время посещения твоего.» (Иер. 50: 31). Далее, мы помним, как Он выгнал из храма, продающих и покупающих: «И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.» (Мф. 21: 12-13). Это его действие могло осуждаться некоторыми людьми, но оно было сделано по любви, а не из гнева, так как Он боролся со злом, искоренял неправду: «В тот день воспойте о нём – о возлюбленном винограднике: Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него. Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нём волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем. Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною. (Исаия 27: 2-5). О том, что все действия Христа исходят из любви видно также из того, что после вышеописанных действий в храме Он исцелял больных: «И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.» (Мф. 21: 14). У Него нет лицеприятия: «А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.» (Ин. 8: 16-17). «Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею». (Рим. 9: 14-15). Своему разуму доверять нельзя, человек не может всё познать своим разумом, надо доверять Богу и по слову Апостола: «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу.» (2-е Кор. 10: 4-5).
Ещё примером является для нас Боговидец Моисей, который, как говорит нам Священное Писание: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле.» (Числа: 12: 3). Но когда при исходе Израиля из Египта, народ сделал «золотого тельца», то Моисею нужно было остановить этот грех, и поэтому ему нужно было действовать решительно: «Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжёг его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал её пить сынам Израилевым.» (Исх. 32: 19-20). Моисей сделал это из любви к народу и потом просил у Бога о помиловании Израиля: «На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак, я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего. И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.» (Исх. 32: 30-32). Апостол Павел говорит, что тот, кто служит Богу, не должен стремиться угождать людям, так как христианство – это учение не человеческое: «У людей ли я ныне ищу благоволения или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.» (Гал. 1: 10-12). Он искал славы не себе, но славил Бога и исполнял Его Волю: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.» (1-е Кор. 3: 5-9).
Многие люди работают по найму и вынуждены подчиняться начальству, установленному свыше. Как в этом случае найти ту грань между человекоугодием и смирением, послушанием начальству? Вот как нам отвечает на этот вопрос Слово Божие: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.» (Еф. 6: 5-9). Если выполнять поручения начальства, как Волю Божию, работать, как для самого Господа и видеть в начальниках орудие Воли Божией, стремиться выполнять работу добросовестно, а к начальству относиться с любовью, то это будет смирением и выполнением Воли Божией: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.» (Мк. 12: 17). А, если льстить начальству, лицемерить ради построения карьеры, например, забывая о Боге и делая из начальника идола, то это человекоугодие. «Яко Бог разсыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их» (Пс. 52: 6).
Но бывают такие случаи, когда подчиняться власти – это противление Воли Божией. В тех случаях, когда подчинение власти противоречит заповедям Божиим, когда власть принуждает нарушать их, и подчинение такой власти – это проявление малодушия и человекоугодия, а далеко не смирения. Например, в Библии, В книге Есфирь, Мардохей не кланяется Аману, которого возвеличил царь Артаксеркс, как другие, потому что Мардохей был иудеем и поклонялся Истинному Богу: «После сего возвеличил царь Артаксеркс Амана, сына Амадафа, Вугеянина, и вознёс его, и поставил седалище его выше всех князей, которые у него; и все, служащие при царе, которые были у царских ворот, кланялись и падали ниц пред Аманом, ибо так приказал царь. А Мардохей не кланялся и не падал ниц. И говорили служащие при царе, которые у царских ворот, Мардохею: зачем ты преступаешь повеление царское? И как они говорили ему каждый день, а он не слушал их, то они донесли Аману, чтобы посмотреть, устоит ли в слове своём Мардохей, ибо он сообщил им, что он Иудеянин. И когда увидел Аман, что Мардохей не кланяется и не падает ниц пред ним, то исполнился гнева Аман. И показалось ему ничтожным наложить руку на одного Мардохея; но так как сказали ему, из какого народа Мардохей, то задумал Аман истребить всех Иудеев, которые были во всем царстве Артаксеркса, как народ Мардохеев.» (Есфирь 3: 1-6). Ещё примеры таких неповиновений властям, наблюдаются во времена становления христианской церкви, когда были гонения на христиан со стороны язычников, и языческие цари принуждали христиан поклоняться идолам. Они не поклонялись, и их обвиняли в гордости, хотя это гордостью не являлось. Они проявили смирение перед Истинным Богом, и обличали неправые действия со стороны языческих властей. Они следовали примеру Христа, также поступали и все святые, которые обличали грех в человеке, несмотря на его положение. Например, Василий Блаженный обличал самого Ивана Грозного. Делали они это по любви, служа Богу.
Если начальство совершает неправые действия, притесняет кого-либо, а мы будем в этом участвовать, ради собственной выгоды и раболепствовать перед таким начальством, то тем самым мы будем поклоняться дьяволу в человеке, а не Богу, а сказано: «отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Мф. 4: 10). «Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдаёт ему платы его, кто говорит: «построю себе дом обширный и горницы просторные», – и прорубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою. Думаешь ли ты быть царём, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо. Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь. Но твои глаза и твоё сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие. Посему так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: не будут оплакивать его: «увы, брат мой!» и: «увы, сестра!» Не будут оплакивать его: «увы, государь!» и: «увы, его величие!» Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима.» (Иер. 22: 13-19). Лучше вообще не участвовать в таких делах, ради собственной выгоды, чтобы иметь чистую совесть перед Богом, если мы не можем обличать, как это делали святые. Обличать человека можно, только имея любовь к нему, и делая это, с кротостью, осуждая грех, но не осуждая человека, так как каждый человек является образом Божиим и может покаяться, и измениться. «Сильное обличение, когда оно делается с кротостию, особенно может трогать. Гораздо скорее можно тронуть кротостию, нежели пристыдить строгостию.» Святитель Иоанн Златоуст. «Кто исправляет брата своего в клети своей, тот исцеляет собственный свой порок. А кто обвиняет кого-либо пред собранием, тот увеличивает болезненность собственных своих язв. Кто втайне врачует брата своего, тот явною делает силу любви своей. А кто стыдит брата перед глазами друзей его, тот показывает в себе силу зависти. Друг, обличающий тайно, — мудрый врач, а врачующий перед глазами многих в действительности есть ругатель.» Исаак Сирин Ниневийский. «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов.» (Иак. 5: 19-20).
В наше время бывает, что люди, окружающие нас, не разделяют наших взглядов и не верят в Бога, осуждают тех, кто верит. В таком случае, нельзя из человекоугодия и боязни осмеяния скрывать свою веру, напротив стоит защищать её: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сём прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придёт в славе Отца Своего со святыми Ангелами.» (Мк. 8: 38). «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным.» (Мф. 10: 32-33 ). А, если мы терпим злословия и осмеяние за веру во Христа, то нужно радоваться по Слову Господа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.» (Мф. 5: 11-12).
Смирение истинное – это также осознание своей немощи, своего падения, что ничего мы не можем без Бога: «Я есмь лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.» (Ин. 15: 5). И познание это достигается, когда начинаем стремиться жить по Евангелию. «Настоящее смирение, надеется на Бога — не на себя и не на человеков, и потому оно в поведении своем просто, прямо, твердо, величественно». Святитель Игнатий Брянчанинов. «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его. Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его.» (Псалом 145: 3-5).
Наступит на земле такое время, когда придёт власть антихриста и подчиняться такой власти будет категорически нельзя, так как это будет поклонение самому дьяволу: «И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.» (Откр. 13: 3-8). Здесь христианину нужно будет выбирать крест или хлеб, так как ничего нельзя будет ни продать, ни купить: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его – шестьсот шестьдесят шесть.» (Откр. 13: 16-18). Тогда будет разделение на истинных верующих и только называющих себя верующими. Надо быть готовым ко всему и стремиться к праведности, даже в малом: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.» (Лк. 16: 10).
«Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.» (Ин. 12: 48).