Найти тему
Сказ о Япония

Секта "Аум Синрикё" или как аниме связано с сектой, наркотиками и терактом.

Оглавление

Общие сведенья.

Секта "Аум Синрикё" была основана в 1987 году в Токио (Япония). "Аум" - древнее санскритское слово, мантра, означающая непознаваемую сущность мира. Название переводится как "Путь или учение об истинном Аум". По оценкам религиоведов, учение Асахары носит синкретический характер и включает элементы буддизма, йоги, тантризма и других восточных учений.

В своих проповедях Асахара предрекал близкий конец света и битву добра со злом, в которой погибнут все неверующие в его учение. Во время "богослужений" использовались психотропные вещества и гипноз. Вступивший в секту был обязан отдать ей все свое имущество и поселиться в общине последователей, где поддерживалась строгая иерархия и жестская дисциплина.

Зариновая атака в Токийском метро.

-2
-3

Зарииновая атака в токиийском метро — террористический акт с применением отравляющего вещества зарина , произошедший 20 марта 1995 года на станциях Касумигасэки и Нагататё . По разным данным, погибло от 10 до 12 человек. Организатором атаки стала нерелигиозная деструктивная секта «Аум Синрикё ».

Непосредственно в атаке 20 марта 1995 года участвовали пять пар, состоящих из исполнителя и водителя. Основной обязанностью исполнителя было войти в вагон метро, проехать определённое количество станций, опустить пакеты с зарином на пол вагона и перед выходом проткнуть их специально заточенным концом зонта. Водители же ждали на указанной станции и должны были увезти исполнителей в безопасное место. Таким образом, хотя водители непосредственно не участвовали в отравлении людей, они полностью сознавали, на что идут, поэтому их судили наравне с исполнителями.

В пяти скоординированных атаках преступники проткнули пакеты с зарином, обёрнутые в газеты, в вагонах метрополитена.

В связи с ранее произошедшими инцидентами внимание следствия было сосредоточено на группе «Аум Синрикё». Силами полиции проведены массированные рейды на офисы «Аум Синрикё» в Токио и на лабораторию и штаб-квартиру секты в префектуре Яманаси, в результате которых изъяты многочисленные ёмкости токсичных химических веществ, используемых для производства зарина. В мае 1995 года в ходе общенациональных рейдов были арестованы Тидзуо Мацумото (Сёко Асахара ), прятавшийся в нише стены с крупной суммой денег и спальным мешком, и более десятка других лидеров секты.

Асахара отрицал связь секты с терактом в метро, но часть последователей призналась в причастности к событиям в Токио, а также в ряде других инцидентов, включая убийство адвоката и его семьи, в убийствах членов организации или лиц, которых сочли врагами культа. В последующем были арестованы около 200 членов секты, ряд из них осуждены за теракт и другие акты насилия. По другим данным, арестовано было 484 адепта и предъявлено обвинение 188.

Суд признал лидера группы Сёко Асахару виновным по 13 из 17 обвинений и в 2004 году приговорил его к смертной казни через повешение . В целом суд вынес 12 смертных приговоров руководителям организации и причастным лицам.

Макото Хирата, один из организаторов теракта, был арестован 1 января 2012 года . Наоко Кикути, тоже организатор, была арестована 3 июня 2012 года в городе Самигахара. 15 июня в интернет-кафе был задержан последний организатор газовой атаки 57-летний Кацуя Такахаси. Массовая охота на него началась ещё 8 июня. 17 июня 2012 года дело Кацуи Такахаси было передано в прокуратуру.

Сёко Асахара, глава «Аум Синрикё», был повешен 6 июля 2018 года, вместе ещё с шестью осуждёнными по тому же делу. Все остальные члены секты, получившие смертные приговоры, были казнены 26 июля 2018 года.

Индустрия аниме.

-4

Со временем роль аниме настолько возросла в медиапространстве Японии, что многие политические, общественные и религиозные деятели стали говорить об использовании аниме для продвижения своих идей. Первой религиозной организацией, которая открыто начала заказывать аниме определенной тематики, стала секта Аум Синрикё. Она стала заключать контракты с анимационными студиями на создание специальных аниме. При этом практика обращения к аниме как важнейшему средству миссионерской работы сохранялась чуть ли не с самого начала работы организации и вплоть до развязки с газовой атакой в токийском метро.

Цель создания таких анимационных фильмов очевидна — создать в сознании молодежи уже готовый мировоззренческий шаблон, который отлично подойдет для принятия нового учения. Но прежде чем мы обратимся к заказным аниме, которые производились профессиональными студиями для Аум Синрикё, следует рассмотреть любительские мультфильмы, которые создавались непосредственно адептами этого нового религиозного движения.

В 1980-х годах вышла серия короткометражных аниме, которые были призваны рассказать об основах вероучения нетрадиционного религиозного движения под руководством Сёко Асахары. Начнем с трилогии под названием «Генезис». В трех сериях, продолжительностью в среднем семь минут, рассказывается о происхождении мира и человека. Причем следует обратить внимание, что авторы прибегли к христианской трактовке происхождения мира и лишь немного ее подкорректировали в соответствии со своим пониманием. Так, в генезисе мира появляются буддийские идеи, а именно идея реинкарнации и нирваны. Цель данных аниме состояла в показе истоков учения, придании ему авторитета, внушении зрителям идеи древности религиозного движения.

За «Генезисом» выходит также цикл короткометражных аниме под названием «Марпа». Сценарий аниме построен по типу буддийских бесед. В центре аниме всегда находится молодой человек, который ищет ответы на вопросы духовной жизни. В каждой серии он встречается с новым духовным наставником.

Интересно, что облик наставников очень схож с реальной внешностью лидера Аум Синрикё. Особенность данных аниме заключается в том, что в них прослеживается сильное влияние буддизма, которое не обошло и Сёко Асахару.

Отдельно стоят два мультфильма, которые представляют собой различные истории. Аниме под названием «Soseiki» — это синкретическая история о грехопадении. В нее вошли библейские идеи в интерпретации Сёко Асахары. Аниме начинается с того, что мужчина ест рис (замена библейского плода), внезапно он видит нагую женщину и осознает, что и сам — наг. После чего они надевают одежду и становятся такими, как и остальные люди. Но эта одежда мешает им, и они стремятся снять ее с себя, однако общество порицает и изгоняет их. В итоге молодые люди идут к большому храму, где их примут такими, какие они есть. Посыл аниме ясен. Общество создало целую систему институтов, которые не дают возможности людям быть самими собой, это возможно только в особом месте, где всех ждут и никого не изгоняют. Конечно, таким местом является община Аум Синрикё. Мультфильм включает в себя еще одну сюжетную линию — а именно притчу о рисе. На неплодородной почве практически ничего не растет, и молодой человек встречает женщину, которая несет миску риса. Со всего поля она собрала только эту миску. Она хотела съесть рис, но молодой человек ее убедил посадить его снова, и в итоге он смог собрать большую корзину. Следует отметить, что рис как символ очень часто используется в аниме Аум Синрикё. Он символизирует жизнь, трудолюбие и упорство, так как для того, чтобы вырастить рис, нужно затратить большое количество усилий.

Также следует остановиться на анализе цикла анимационных клипов, которые в краткой форме раскрывают основные навыки «мастера Сёко Асахары». Продолжительность каждого клипа около полутора минут, за это время зритель знакомится с основными необычными возможностями основателя и лидера Аум Синрикё. В частности, в них демонстрируется возможность Сёко Асахары перемещаться по воздуху, проходить сквозь стены, генерировать электрические разряды, управлять мыслями своих адептов на расстоянии. Всё это демонстрируется под музыку.

Особое место в клипах уделено изображению счастливых групп людей, которые радуются и веселятся рядом со своим учителем.

-5

Образ цветка лотоса часто появляется в первых аниме Аум Синрикё. Это достаточно емкий буддийский символ. Анимационные клипы рассчитаны на подростков, они выполнены в динамическом ключе и представляют собой постоянную смену образов и картинок, что, конечно, привлекает внимание молодой аудитории. Эти клипы являются переходными от обычных короткометражных аниме к заказным полноценным сериалам.

В 1980-х годах предсказания Сёко Асахары об Армагеддоне были более-менее оптимистичными, но к 1990-м от оптимизма Аум Синрикё перешло к более пессимистичным прогнозам. Исследовали объясняют это тем, что учение секты было игнорируемо обществом. В итоге Сёко Асахара объявил о том, что мир движется к глобальному катаклизму, а именно к войне, в которой выживет только небольшая группа людей.

В издании Riso shakai Sambala Сёко Асахара презентовал свое видение Армагеддона, который должен случиться в 1999 году. К активным действиям были призваны все члены секты. Им обещалось, что в награду за это они смогут насладиться грядущим тысячелетним земным царствованием. Затем дата конца света была перенесена на 1997 год. Эта часть учения секты стала основой для создания аниме-сериалов, которые были посвящены постапокалиптической тематике.

Аниме апокалиптической тематики стало развиваться с 1970-х. В 1980-х наблюдается своеобразный расцвет аниме этого жанра. Шимазоно, исследователь НРД в Японии, связывает это с доктринами религиозных движений, которые стали появляться в японском обществе в эти годы. Также это явление связано с так называемым «бумом Нострадамуса», который произошел в обществе начиная с 1973 года. Аум Синрикё также заказывала мультики этого жанра. Аниме апокалиптического характера, связанными с доктриной Аум, являются: The Space Battleship Yamato, которое вышло в США под названием Star Blazers, а также работа знаменитого режиссера Хаяо Миядзаки «Навсикая из долины ветров». Эти аниме стали своеобразным символом борьбы за новую жизнь членов Аум Синрикё. В последующем Сёко Асахара часто прибегал к сюжетам этих мультфильмов для того, чтобы на образах аниме объяснять части своей доктрины. Интересным фактом является и то, что некоторые изобретения Аум назывались именами из Yamato. Так, например, воздушный фильтр, который использовался для очистки воздуха в помещениях, был назван «космический очиститель».

Несмотря на различные особенности исполнения этих аниме, они объединены общим смыслом. В центре сюжета 1 идея о том, что цивилизация находится на грани разрушения. Виновником этого считается сам человек. Спасти же цивилизацию может небольшая группа смельчаков, которые бросают вызов жадности и эгоизму общества.

В 1987 году в Аум Синрикё разрабатывается теория, согласно которой масс-медиа являются элементами контроля и манипуляции сознанием людей. В этом же году начинает издаваться журнал «Махаяна», где помещается манга и записи проповедей Сёко Асахары. В 1992 году появляется аниме под названием Varayana Socca №5. К этому аниме вышло также стостраничное сопровождение, в котором Асахара объяснял смысл и образы мультфильма. Аниме вышло в жанре постапокалипсис.

С 1980-х отмечается возникновение групп поклонников аниме, которых в последующем стали называть отаку. Именно на эти группы были рассчитаны и для них создавались Аум-аниме, ведь в то время в Японии адепты Аум Синрикё были своего рода аутсайдерами.

-6

Со временем Сёко Асахара осознает малую эффективность самостоятельного создания аниме и переходит к заказу мультфильмов у профессиональных студий.

Деятельность в России.

-7

Первые последователи Аум синрикё в России появились в начале 1990-х годов. Весной 1992 года Сёко Асахара посетил Россию и встречался с рядом политических и религиозных деятелей, а также выступал в МГУ , МИФИ , МГТУ им. Баумана , МГИМО и других ведущих вузах перед студентами. Его появление сопровождалось мощнейшей рекламной кампанией: в первые месяцы своей деятельности Аум синрикё заплатила около миллиона долларов США , обеспечив себе ежедневную часовую программу на радиостанции «Маяк» и получасовую еженедельную передачу на канале «2×2» . В июле 1992 года Аум синрикё была зарегистрирована Министерством юстиции с администрацией в Москве. В Москве действовало 6 центров . С того времени стали проводиться с периодичностью в 1-2 месяца массовые инициации с интенсивной медитацией на стадионе «Олимпийский» и в других местах. За два года существования российское отделение провело ряд масштабных мероприятий, среди которых — музыкальный концерт в спортивном комплексе «Олимпийский». Также из России осуществлялась трансляция религиозной радиопередачи, в том числе на территорию Японии.

В 1994 году на организованном А. Л. Дворкиным в Российской академии управления международном христианском семинаре «Тоталитарные секты в России» религиовед И. Я. Кантеров рассказал, что Аум синрикё привлекает в свои ряды достаточно аморфную массу и большинство членов — мужчины в возрасте 30-40 лет.

18 апреля 1995 года по иску «Комитета по спасению молодёжи от тоталитарных сект» Останкинский межмуниципальный суд принял решение о ликвидации Аум синрикё в России и выплате пострадавшим денежной компенсации в размере 2 млн рублей (2 млрд. неденоминированных рублей). Однако лишь в сентябре 1999 года Московский городской суд отменил частное определение Останкинского суда, согласно которому все эти годы деньги, вырученные от продажи изъятого у секты имущества продолжали оставаться на его счету. За четыре года сумма выросла до 2,435 млн руб.

21 июля 1995 года было проведено задержание 34-летнего Тосиясу Оути, входившего в состав так называемого "министерства России «Аум синрикё» и возглавлявшего в течение последних месяцев московский филиал секты. Вместе с ним правоохранительными органами в феврале и марте 1997 года на границе с Финляндией были задержаны ещё два руководителя российского отделения Аум — Рио Андо и Кэйдзи Танимура. Всем троим Генеральной прокуратурой России было предъявлено обвинение в создании объединений, посягающих на личность и права граждан, а также в причинении ущерба путём обмана. Судебный процесс против них не состоялся, поскольку подозреваемые были отпущены под подписку о невыезде и поручительства. Позднее дело прекращено, поскольку после полутора с лишним лет опросов нескольких сотен свидетелей и нескольких десятков потерпевших, проведений психологических, социальных и психиатрических экспертиз, следователи пришли к выводу, что из-за изменения обстановки руководители российского отделения «Аум синрике» уже не представляют общественной опасности.

Религиовед И. Я. Кантеров в 2005 году в Большой Российской энциклопедии отмечал, что в России «нелегально продолжают действовать отдельные группы последователей секты». По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, на начало 2016 года количество последователей «Аум синрикё» в России насчитывает до 30 тысяч адептов.

В октябре 2015 года возбуждено уголовное дело в отношении создателей на территории Москвы и Санкт-Петербурга религиозного объединения, по статье «создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан». 5 апреля 2016 года сотрудниками МВД России совместно с представителями Следственного комитета были проведены рейды по местам проживания последователей секты и начались массовые аресты адептов в Москве и Санкт-Петербурге.

-8

Запрет на терреторие РФ

В апреле 2016 года Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации было возбуждено уголовное дело против ряда лиц — последователей «Аум синрикё» (Алеф), которые не позднее 2011 года создали в форме религиозной группы на территории Москвы и Санкт-Петербурга объединение. В период с 2012 года по 2014 год противоправная деятельность группы проводилась при помощи интернета через сбор пожертвований. 20 сентября 2016 года Верховный Суд Российской Федерации вынес следующее решение: «Признать международное религиозное объединение „Аум синрикё“ террористической организацией и запретить её деятельность на территории России».