В статье Про уголовную и административную ответственность за наркотики в России, что то здесь не так, или мне это только кажется ? Часть 1. мы пришли к мнению, что статью 228 УК РФ следует упразднить из Уголовного кодекса, поскольку она не соответствует Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, которая обязывает государств-участников предусматривать в национальных законодательствах уголовную ответственность за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков, совершаемые умышленно.
Статья 228 УК РФ «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества» позволяет привлекать к уголовной ответственности граждан за употребление наркотических средств, или случайных лиц, не имеющих к незаконному обороту наркотиков никакого отношения, как было с журналистом Иваном Голуновым.
Согласно статьи 6.8. КоАП РФ «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества» незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Эти статьи уголовного и административного законодательства, а также приговоры и судебные решения, вынесенные по этим статьям предлагают нам считать, что потребление наркотиков это и есть незаконный оборот наркотиков и потребители наркотиков – это и есть те самые наркобароны, которые занимаются оборотом наркотиков и получают огромные прибыли?
Если проанализировать судебную статистику за 2009-2013 годы, видно, что из 204 тысяч человек, приговоренных к реальному сроку по статьям — 228 (хранение без сбыта) и 228.1 (производство и сбыт), больше половины (110 тысяч человек) отправились в колонию именно по первой статье. То есть фактически за употребление наркотиков. Но полиция легко квалифицирует наркопотребление как сбыт. Вот какую историю рассказал правозащитник Алексей Козлов: Два молодых человека курили на улице сигарету с марихуаной, одну на двоих. По идее, за это полагается административное наказание. Полицейские их задержали. Майор продиктовал им объяснение (без адвоката): сначала затянулся один, передал другому. Другой затянулся, передал первому. И так далее. Момент передачи — это сбыт. Насчитали на девять лет каждому.
Попробуем себе еще раз уяснить понятие: «незаконный оборот наркотиков», для чего заглянем в Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", в статью 1. Основные понятия.
Оборот наркотических средств , психотропных веществ - разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации
Незаконный оборот наркотических средств , психотропных веществ и их прекурсоров - оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации.
"Незаконный оборот" означает культивирование или любое действие по сбыту наркотиков в нарушение постановлений настоящей Конвенции (Единая конвенция о наркотических средствах, вступила в силу для России 03.07.1996 г.).
А теперь кто ответит, на каком основании потребителей наркотиков обвиняют в незаконном обороте наркотиков, тогда как потребитель наркотиков является жертвой незаконного оборота наркотиков? На каком основании ст. 6.8. КоАП РФ относит незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств к незаконному обороту наркотиков?
Получается абсурдная ситуация. Наркополицейские плохо исполняя свои обязанности допустили до того, что наркотики свободно доходят до наркопотребителя (то есть наркополицейские не отыскали и не пресекли источники сбыта наркотиков), при том, что потребитель этот источник сбыта запрещенного продукта без труда находит и приобретает наркотики, употребляет, вредит своему здоровью. А наркополицейский, вместо того, чтобы пресекать источники поступления и сбыта наркотиков, хватает жертву своего преступного бездействия и разгильдяйства и эту жертву наркоторговли обвиняют в незаконном обороте наркотиков. А наркополицейский, следователь, прокурор и судья получают премию за свой брак в работе. По моему мнению, они фактически являются пособниками незаконного оборота наркотиков, поскольку те кто произвел наркотик, организовал поставку до потребителя продолжают оставаться на свободе и нести угрозу здоровью населения.
Кроме того, законодатель будто бы специально составил законы таким образом, чтобы производители наркотиков и организаторы наркоторговли не привлекались к уголовной ответственности. Так масса наркотика, за которую могут привлечь к уголовной ответственности уж слишком небольшая: например, в случае с героином уголовная ответственность наступает уже с 0,5 грамма: при том, что суточная доза наркопотребителя может доходить до грамма. А что, если у наркопотребителя с собой две-три дневные дозы? Крупным размером по героину считается масса наркотика с 2,5 грамма, а это лишение свободы до 10 лет.
Другая проблема состоит в том, что существующая у полицейских «палочная система» (когда нужно обязательно показать рост раскрываемости по отдельным видам преступлений) вынуждает их применять ст. 228 (хранение без цели сбыта) творчески. Исследования показали, что «чаще всего изымаются именно такие массы марихуаны и гашиша, которых как раз достаточно для квалификации правонарушения как уголовного преступления, и эти массы ненамного превышают значительный размер, необходимый для возбуждения уголовного дела… Наркопотребители чаще всего имеют при себе ровно столько марихуаны и гашиша, сколько нужно, чтобы против них было возбуждено уголовное дело. Такая же ситуация с героином. Самое логичное объяснение — полиция манипулирует массой изъятых наркотиков, подгоняя ее под статью. И такую возможность им дает опять же наш законодатель.
«Отдельной проблемой является то, что под наркотиком правоохранителями понимается не чистое наркотическое вещество, находящееся в смеси, а вся смесь целиком. Иными словами, если у человека изъяли три грамма смеси, в которой чистого героина 400 миллиграмм, то изъятая масса будет превышать крупный размер, и человеку грозит от трех до 10 лет лишения свободы», — заключает младший научный сотрудник Института проблем правоприменения Алексей Кнорре.
Что позволяет полицейским манипулировать с массами наркотиков и в итоге привлекать к уголовной ответственности не настоящих наркоторговцев, а их жертв – наркопотребителей, наркозависимых или просто случайных лиц, которым легко можно подбросить небольшой сверточек с наркотиком?
В Конституционный Суд Российской Федерации обратился гражданин А.М.Малютин, осужденный за совершение преступления, предусмотренного частью первой статьи 228 УК Российской Федерации, а именно за незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотического средства в крупном размере – 1,206 грамма героина.
По мнению заявителя, такая квалификация его действий стала возможной в результате применения положения списка I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 681 на основании пункта 2 примечания к статье 228 УК Российской Федерации), согласно которому все смеси, в состав которых входят наркотические средства данного списка независимо от их количества, также относятся к наркотическим средствам ; поскольку установленная статьей 228 УК Российской Федерации уголовная ответственность связывается с размером (крупным или особо крупным) не собственно наркотического средства, а всей смеси, в состав которой оно входит, названное положение фактически расширяет рамки квалификации деяния и его наказуемость и тем самым нарушает Конституцию Российской Федерации, ее статьи 10 и 55 (часть 3).
Лично я согласилась с мнением гр. А.М.Малютина, тогда как Конституционный суд в своем Определении № 290-О-П от 08.02.2007 г. не согласился, ссылаясь на Единую конвенцию о наркотических средств и психотропных веществ, которую Россия обязана соблюдать.
Так в Определении № 290-О-П указано, что «согласно Единой конвенции о наркотических средствах Российская Федерация взяла на себя обязательство принимать в пределах своей территории любые специальные меры контроля, которые, по ее мнению, необходимы, учитывая особо опасные свойства какого-нибудь включенного в список I наркотического средства, а также – если существующие в стране условия делают это наиболее подходящим способом охраны здоровья и благополучия – вводить законодательные и административные меры, какие могут быть необходимы для того, чтобы соблюдать данную Конвенцию (подпункты «а», «б» пункта 5 статьи 2, пункт «а» статьи 4); при этом смеси, т.е. твердые или жидкие препараты, которые содержат какое-нибудь наркотическое средство (подпункт «у» пункта 1 статьи 1), включенные в список I, подлежат тем же мерам контроля, что и наркотические средства, которые в них содержатся, и должны контролироваться не менее строго, чем входящее (входящие) в состав этой смеси наркотическое средство (наркотические средства ) (пункт 3 статьи 2); кроме того, ничто не препятствует (не считается препятствующим) государству-участнику принимать более строгие или более суровые меры контроля, чем те, которые предусматриваются данной Конвенцией, если эти меры, по его мнению, необходимы или желательны для охраны здоровья и благополучия народа (статья 39)».
По моему мнению, Зорькин В.Д. опять же либо заблуждается, либо лукавит, когда смеси называет препаратами. Во-первых, ни в Единой конвенции, нив в Федеральном законе о наркотических средствах, нет такого понятия, как «Смесь», а есть такое понятие, как «Препарат», что есть большая разница.
"Препарат" означает смесь , твердую или жидкую, которая содержит какое-нибудь наркотическое средство , такое определение дано в Единой конвенции о наркотических средствах.
Препарат - смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ либо один или несколько прекурсоров, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации - такое определение дано в Законе РФ о наркотических средствах.
Для того, чтобы понять, что смесь и препарат, это не подобные понятия, посмотрим в Федеральном законе "Об обращении лекарственных средств", что такое лекарственные препараты.
Лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности. Лекарственная форма - состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта . То есть лекарственный препарат, это не любая смесь, в которую будет входит лекарственное средство, независимо от количества. Если не будет соблюден количественный состав веществ, входящий в смесь, т.е. формула, то такая смесь не будет считаться препаратом, поскольку она не будет обеспечивать лечебного эффекта.
Таким образом, препарат – это смесь, но не любая смесь, в которую входит какое то количество наркотического средства, является препаратом, оказывающим наркотическое действие, то есть является препаратом, предназначенным для не медицинского применения. Да, препарат это смесь, но не всякая смесь является препаратом.
Конституционный суд в своем Определении № 290-О-П указывает, что суды общей юрисдикции при разрешении данной категории уголовных дел, в том числе с учетом оспариваемого положения, должны учитывать количество, свойства, степень воздействия на организм человека того или иного наркотического средства, а также другие обстоятельства конкретного уголовного дела. Но суды, как видим из судебной практики, это не учитывают, а манипулируют понятиями смесь-препарат, в приговорах указывают такую формулировку: изъято вещество, которое является препаратом (смесью), содержащим наркотическое средство героин массой 33,3 г. В такой смеси может содержаться одна молекула героина, а наркополицейский отчитается за 33,3 г героина, который он якобы изъял из оборота наркотиков. Судьи, не желающие устанавливать является ли смесь препаратом, пригодным для немедицинского применения, фактически , по моему мнению, являются пособниками наркоторговцев.
Согласно таблицы размеров наркотических средств утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 г. N 1002, «ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ, КРУПНЫЙ И ОСОБО КРУПНЫЙ РАЗМЕРЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СТАТЕЙ 228, 228.1, 229 И 229.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» размеры, значительный, крупный и особо крупный для всех смесей, в состав которых входит хотя бы одно наркотическое средство или психотропное вещество, перечисленное в списке I, независимо от их содержания в смеси, определяются как для наркотического средства или психотропного вещества списка I, для которого установлены более строгие меры контроля. То есть, если смесь массой 500 г будет состоять из нейтрального вещества и одной молекулы героина, то уголовная ответственность будет назначена практически за смесь, которая наркотиком не является и такая же уголовная ответственность наступает за 500 г чистого героина, что составляет крупный размер и влечет за собой лишение свободы по ст. 228.1 УК РФ до 20 лет. Можно ли такое наказание считать справедливым?
Возникает резонный вопрос, каким же образом такой контроль наркотических средств способствует более эффективной борьбе с более тяжелыми и опасными наркотиками? Напротив, такое законодательство позволяет бороться с наркопотребителями, а настоящих наркоторговцев не замечать. Позволяет наркополицейским манипулировать с массами наркотиков, например часть изъятого наркотика разбавить до любой минимальной концентрации в смеси, а другую часть наркотика пустить вторично в оборот, а также использовать для подброса гражданам, выполняя таким образом свой план по раскрываемости преступлений по незаконному обороту наркотиков. Законодатель просто провоцирует наркополицеского идти по линии меньшего сопротивления.
Считаю, что из Постановления Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681"Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" исключить из перечня наркотических средств и психотропных веществ "Все смеси, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества данного списка, независимо от их количества». В противном случае из постановления № 681 следует, что моча наркозависимого является наркотическим средством, которое подлежит контролю. Взяв мочу для анализа у наркозависимого и обнаружив там наркотики, согласно нашему законодательству, человека можно привлекать к уголовной ответственности за незаконное хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств. И ведь такое практически и происходит в борьбе с наркотиками, что совсем не смешно.
Сложившаяся ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации (когда наркотик легко приобрести) обусловлена наличием ряда таких факторов, как низкая эффективность осуществления контрольной и надзорной функций правоохранительных органов, а также , как низкая эффективность функционирования судебной системы в Российской Федерации, наличие высокой коррупционной составляющей этих органов, отсутствие общественного контроля и качественного законодательства. Действующее законодательство явно не способствует эффективной борьбе с наркотиками.
Жертва борьбы с незаконным оборотом наркотиков
15 марта 2021 года
Читайте также:
ООД "За правосудие, правопорядок и свободу" приглашает в свои ряды сторонников