Найти тему
Истории Алексея Боярского

"Реклама для женщин и детей": в XXI веке табачные корпорации повторяют прежний приём

Оглавление

Реванш табачников

«Где-то в Калифорнии в домике с бассейном живёт счастливый белозубый человек. Бегает по утрам, пьёт сок, ест здоровую пищу. У него большая семья. Летом они катаются на яхте, зимой — на горных лыжах, путешествуют по миру. Никто из них не курит. Этот человек — топ-менеджер и акционер мультинациональной табачной компании. И за его благополучие платишь ты, выкуривающий по пачке в день. Ты платишь не только деньгами, но жёлтыми зубами, одышкой и преждевременной смертью. Тебе это нужно?» Не помню, где я слышал эту социальную рекламу в начале 2000-х, но лично на меня она произвела впечатление.

Тогда мода на здоровый образ жизни пришла и в Россию. Мои сверстники, курящие с шестого класса, в 30—35 лет начали бросать. А их дети даже не начинали. По данным Всемирной организации здравоохранения, в России с 2009 по 2016 год потребление табака среди взрослых сократилось на 22%, а среди детей и подростков — в 2,5 раза!

Уже в 2017 году, судя по опросу холдинга «Ромир», курили лишь 26% россиян. В начале 2000-х курили 60—65% мужчин и более 20% женщин.

Тотальный запрет на рекламу табачных изделий, курения в общественных местах и даже демонстрацию соответствующих сцен в кино изменил восприятие сигарет в глазах нового поколения. Сигарета стала немодной, несовременной. Для мировых табачных компаний это катастрофа: старое поколение потребителей уйдёт, а смены не будет. Однако маркетологи нашли решение.

В конце XIX века курили трубки и сигары. Сигареты стоили дешевле, но джентльмены их не воспринимали. Основатель American Tobacco Company Джеймс Дьюк нашёл другую нишу — начал рекламировать их как товар для женщин и детей. Сигарета, оставаясь доступной, стала восприниматься как нечто инновационное, модное. Расчёт оказался беспроигрышным: выросшие подростки остались приверженцами нового продукта. А для женщин сигарета вообще превратилась в символ эмансипации. Тогда далеко не во всех штатах США были законы, ограничивавшие продажу сигарет несовершеннолетним, а законов, запрещавших рекламировать табачные изделия, используя образы подростков, не было вовсе.

Сегодня ситуация повторяется. Вейпы и прочие виды электронных сигарет, снюсы, никотиновые смеси по большей части ориентированы на подростков, молодёжь. Одни мультяшные этикетки в виде обезьянок, человечков — этот маркетинг рассчитан буквально на детскую аудиторию.

В итоге табачникам удалось переломить тренд. По данным Минздрава, курение среди подростков 13—15 лет снова начало расти и в 2018 году достигло уже 15%. В колледжах и вузах на тот момент курили 75% юношей и 55% девушек.

Никотин в законе

Электронные сигареты, в которых нагревается табак (например, система IQOS) и картриджи (стики), продавать несовершеннолетним запрещено. Равно как нюхательный и жевательный табак, а также снюс. А вот всякие «парилки» типа вейпов и их наполнители формально под запреты не подпадают. В регулирующем курение законе (ФЗ-15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака») оговорены только табачные изделия. Новые «парилки» табак не содержат — заправляются синтетическим никотином, о котором в законе нет ни слова. Это же относится и к так называемым никпэкам — фильтр-пакетикам с бестабачными смесями, пришедшим на смену снюсу.

Впрочем, и их в простонародье тоже называют снюсом. Теоретически никпэки могут помочь взрослым бросить курить: заложил пакетик за губу — и получаешь чистый никотин. В реальности же в России никпэки очень популярны среди несовершеннолетних. Снюс рекламировали блогеры. В YouTube появились челенджи «кто больше за раз закинет в рот пакетиков». Рекламу никпэков выложил в своем Instagram даже Сергей Шнуров, хотя у него там стояла пометка «18+». Закидываться никотиновыми пакетиками начали прямо на уроках в школах. «Мы с этим столкнулись осенью 2019 года — увидели у учеников, причём начиная с пятого класса, — рассказывает один из директоров школы. — Разноцветные коробочки, пакетики разного вкуса. Дети этими пакетиками менялись, давали друг другу попробовать. А были и те, кто бизнес делал — покупал коробочку (из-за круглой формы подростки её называют «шайба») и продавал другим по пакетику».

В 2019 году по стране прокатилась волна отравлений подростков снюсом — никпэки оказались опаснее обычных сигарет. Доза никотина в никпэке зависит от концентрации синтетического никотина. Учитывая, что производят их бесконтрольно, реальное содержание никотина в пакетике неизвестно. Если в среднем обычная сигарета содержит около 1—2 мг никотина, то в одном никпэке содержание может быть в десятки раз больше. Приводит это к отравлениям, изъязвлениям полости рта. И никотиновая зависимость у пробующего никпэки появляется значительно раньше, чем у начинающего курильщика.

Кто стоит за китайцами?

Мультинациональных корпораций, контролирующих мировой табачный рынок, всего несколько. Производителей же «парилок» и никпэков — сотни. Синтетический никотин — это не табак из Северной Каролины, мировые монстры тут как бы вообще ни при чём. Но тогда кто стоит за популяризацией нового курения, кто платит за продвижение в интернете? Эксперты уверены, что основными производителями владеют те же «старые» табачные корпорации. Даже если это и не так, то всё равно курение, в том числе безникотиновой смеси, — это уже первый шаг. В конце концов, все начавшие с бестабачного курения приходят к обычным сигаретам.

Чем может быть вредна безникотиновая смесь? В её основе глицерин и этиленгликоль. При нагревании их до определённой температуры получаются токсичные альдегиды. Производители электронных сигарет обычно демонстрируют образец девайса, в котором температура контролируется и никаких вредных веществ не выделяется. Это экземпляры для шоу. В тех, что поступают в продажу, никакого контроля температуры нет.

Более ста лет американский производитель плёнки Kodak царил в кино- и фотоиндустрии. Появление цифровой техники привело его к банкротству.

Но эра электронных сигарет и синтетического никотина не обанкротит старых монстров.Табачные корпорации полтора века врали, изворачивались, убеждали мир сначала в пользе курения, потом в безвредности, в защите прав курильщиков и так далее, рекламировали, лоббировали... Фактически убивали. Kodak научил весь мир фотографировать — мир это может делать уже без Kodak. А вот удерживать уровень курения в мире — считай, убивать — лучше этих корпораций никто не научился. Исчезни они, их бюджеты на лоббирование — тогда бы продажу табака, никотиновых смесей в цивилизованных странах вообще бы запретили. Даже несмотря на протесты курящих артистов и политиков.