На Рождество 1066 года новое здание Вестминстерского аббатства, последнее творение Эдуарда Исповедника, было выбрано местом коронации первого из нормандских королей, Вильгельма Завоевателя. Предместья, улицы Лондона и все подступы к аббатству были заполнены двумя рядами солдат - конными и пешими. Завоеватель проехал через их ряды и вошел в Аббатство в сопровождении 260 своих людей, множества священников и монахов, а также значительного числа англичан, которые должны были своим присутствием на коронации показать единство нормандцев и покоренного ими английского народа.
В начале церемонии один из прелатов Вильгельма, епископ Жоффруа, спросил нормандцев на французском языке, считают ли они, что их герцог должен принять титул короля Англии; а затем архиепископ Йоркский, Элдред, спросил англичан, хотят ли они видеть Вильгельма Нормандского своим королем. Ответ с обеих сторон был дан утвердительными возгласами, которые были так громки, что испугали иностранное войско, расположенное вокруг Аббатства. Солдаты приняли беспорядочный шум за крики тревоги, поднятые их друзьями, и так как они получили приказ быть начеку и готовыми действовать в случае любого враждебного движения со стороны англичан, они бросились к английским домам, стоявшим рядом с Аббатством, и подожгли их. Некоторые из солдат и дворян, желая помочь своему герцогу, побежали к церкви, где при виде их обнаженных мечей и поднимавшегося дыма и пламени смятение вскоре стало столь же велико, как и вне стен Аббатства. Нормандцы считали, что все население Лондона и его окрестностей восстало против них; в то время как англичане воображали, что их одурачили напрасным зрелищем и собрали вместе, безоружных и беззащитных, чтобы легко убить.
Обе стороны выбежали из Аббатства, и церемония была прервана, хотя Вильгельм, оставшись вместе с архиепископом Элдредом и несколькими перепуганными священниками у алтаря, решительно отказался отложить церемонию. Таким образом, служба была закончена в величайшей спешке и смятении. В итоге Вильгельм принес обычную коронационную клятву англосаксонских королей, сделав, в качестве дополнения, торжественное обещание, что он будет относиться к английскому народу так же хорошо, как и лучшие из их королей.
Между тем суматоха снаружи все еще продолжалась, и неизвестно, в какой час дня или ночи пожар прекратился. Англичане, находившиеся в Аббатстве, бросились тушить пожар, нормандцы грабили и извлекали из этого беспорядка какую—то выгоду; но, по-видимому, некоторые из них старались остановить распространение огня и положить конец мнимому бунту, особенно неприятному для их господина, чье горячее желание, несомненно, было в то время примирить обе стороны.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Буду очень благодарен, если вы поставите лайк и подпишетесь на канал.