Найти в Дзене

О "Голубых танцовщицах" Дега и об уникальном фильме, который я посмотрела всего лишь раз и больше не могу нигде его найти!

Оглавление

Приветствую всех!

Я уже писала, что помимо книг и фильмов, люблю искусство. В музыке я разбираюсь профессионально (в классической), а вот в изобразительном искусстве я лишь любитель. Но с каждым годом я все больше нового узнаю о картинах, художниках и живописи в целом.

На книжных полках у меня стоят альбомы и книги об искусстве. Почему бы мне иногда не делиться чем-то с вами и из этой области?

Одной из первых картин, которые произвели на меня большое впечатление, была работа Эдгара Дега "Голубые танцовщицы".

«Голубы́е танцо́вщицы» (фр. Danseuses bleues) — пастель французского художника-импрессиониста Эдгара Дега, созданная в 1897 году. Хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, в который поступила в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства; до 1918 года находилась в собрании Сергея Ивановича Щукина в Москве, после создания пастель хранилась в собрании Дюран-Рюэля в Париже.

Рисунок выполнен пастелью на бумаге размером 65×65 см.

Это всё можно прочитать в Википедии.

А теперь о личном.
Когда я впервые осознанно ходила по залам ГМИИ им. А.С. Пушкина, я еще не знала, что эта картина находится там. Ходила я, ходила, смотрела, наслаждалась. И вот небольшой зал. Висит картина довольно скромных размеров. И я замерла перед ней.

Вот они! Голубые танцовщицы. Я их видела в альбомах, журналах. И вот они передо мной вживую! И удивительно прекрасны!

Не знаю, почему они меня так заворожили. Я люблю, конечно, балет. Всю эту невесомость и красоту, за которой стоит адский труд. Уж поверьте, даже едва коснувшись этого в детстве, я уже смогла вполне прочувствовать на себе все "прелести" закулисья танцевального искусства. Прочувствовать настолько, чтобы в итоге избрать себе иную дорогу. Если не чувствуешь в себе сил, чтобы идти по ней, то не стоит и начинать. Рано или поздно сломаешься. Нужно быть фанатом классического танца, иметь огромную силу воли, талант и много чего еще, чтобы этим заниматься.

Но это я отвлеклась. Стою я и смотрю! Смотрела очень долго. В чем же загадка этого полотна? Меня заворожили сам цвет, позы балерин на картине и даже само её название. Оно звучит для меня как музыка: "Голубые танцовщицы "... Согласитесь, что совсем другим было бы восприятие, если бы картина называлась, к примеру, "Балерины в голубых пачках". Здесь конкретика, а там миг, эфемерность мечты. Всё, чем прославился импрессионизм. Impression.

Моим первым впечатлением от этой картины было давнишнее впечатление от репродукции «Голубых танцовщиц», оно где-то глубоко внутри меня застряло на долгие годы. А тут оно вырвалось и начало напитываться этими нежными красками, этой прелестью голубого цвета, оттененного рыжими, каштановыми пятнами.

Мы видим группку прелестных девушек. Что это? Танец? Едва ли. Нет синхронности движений, свойственной классическому балету. Скорее, балерины за кулисами или на репетиции. Вот-вот начнут порхать. А пока что просто прихорашиваются, что-то поправляют, ищут позу… На картине танцовщицы находятся так близко друг к другу, и они так похожи - платья, прически, фигуры, - что глядя на них, мне как-то пришло в голову, что это чем-то напоминает раскадровку. А вдруг это одна девушка? В разные мгновения? Вот она наклонилась, в следующий миг поправляет бретельки, а вот уже принимает позу… другую… снова наклоняется… Как бы совершает полный оборот. Закольцованность композиции. Это и несколько балерин, и одна и та же… Почему бы и нет?..

Видела я однажды, давно уже, замечательный фильм (или мини-сериал) "Ожившие полотна", который, кстати, никак не могу найти даже на просторах интернета. Этот фильм меня просто поразил тогда! Быть может, возраст был еще такой, когда можно было меня поразить гораздо легче, чем сейчас. Быть может, фильм и правда был чудесный. Во всяком случае, я такого никогда больше не видела. Ни до, ни после.

Задумка фильма такова: в начале каждого эпизода (всего, как мне удалось выяснить, их шесть, но я помню только три… почему-то) показывается всемирно известная картина, которая на наших глазах "оживает": персонажи начинают двигаться, говорить. Далее идет фантазия на тему, а что могло бы быть с героями полотна, какие события происходить? И в конце каждого эпизода неожиданный финал, как в новелле. Снято мастерски, я не могла оторваться от просмотра.

В общем, я бы с удовольствием его сейчас пересмотрела, но увы и ах…

Все, что я нашла - это вот этот постер к фильму и информацию о нем:

-2

"Ожившие полотна" впервые показан в 1994 году, премьера вышла более 27 лет назад, его режиссерами являются Питер Богданович, Джо Данте, Норман Джуисон, Джонатан Каплан, Боб Рейфелсон, Джон Бурмен. Актерский состав, кто снимался в кино: Алан Аркин, Питер Богданович, Сэлли Кёркленд, Чарли Бурмен, Рон Перлман, Дэн Хедайя, Джон Хёрт, Стив Зан, Роберт Лоджа, Майкл Лернер, Джоэль Биссоннет, Тамара Горски, Кэтлин Куинлен, Дезире Зуровски, Клер Ранкин.

Страна производства - США. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Всемирно известные картины оживают, чтобы рассказать истории от знаменитых авторов, срежиссированные всемирно известными режиссерами.

А к чему я об этом фильме?.. К тому, что одним из оживших полотен были "Голубые танцовщицы " Дега. И история из всех трех, мною виденных, была самая трогательная. Про бедного скрипача, влюбленного в балерину… У которого не было денег на то, чтобы сходить на спектакль. Если я ничего не путаю) Дело-то было давно, говорю же. Но скрипач был точно. И балерины. А всё остальное вы можете придумать себе сами. Главное, подольше смотреть на них, на голубых танцовщиц.
Глядишь, они и оживут…

Вас могут заинтересовать другие мои статьи:

Клод Моне, его знаменитые водяные лилии и детектив Мишеля Бюсси.

Чем так привлекателен образ читающей девушки? Красивая подборка картин.

Благодарю за лайки, комментарии и подписку)

Ваша Джульетта