Найти тему
Кот учёный

История Великой Отечественной войны через образ агитационных плакатов Ч.3

После победы в Сталинградской битве наступил коренной перелом в войне и стратегическая инициатива перешла в руки Красной Армии. С 1943 года в советский плакат проникают новые настроения, вызванные решительным переломом в ходе войны.

• Советский агитационный плакат художника Виктора Иванова «Пьём воду родного Днепра» создан в 1943 году после освобождения от фашистских захватчиков Киева и Левобережной Украины. Плакат изображает повседневную фронтовую обстановку, но с какой-то торжественностью и уверенностью в непобедимости советского солдата. В образе пьющего днепровскую воду из каски солдата каждый воин Красной Армии мог легко представить себя. Плакат направлен на повышение боевого духа советского солдата и придания ему уверенности в абсолютной победе над врагом. Слова на плакате – «Пьём воду родного Днепра, и будем пить из Прута, Немана и Буга», – дают уверенность в полном изгнании врага из советской земли.

-2

• В этот же период выходит плакат Н.Н. Жукова «Немецкий танк здесь не пройдёт». Все больше и больше в немецкую армию поступают танки «Тигр» и «Пантера», с которыми тяжело справляться. Поэтому подвиги пехоты, бросающиеся на танки с гранатами имеют огромное отражение в сюжетах, как рассказах, так и плакатах. Он встречался с воевавшими солдатами, расспрашивал их о чувствах, а потом сразу же садился рисовать то, что увидел. При этом создавалось впечатление, что у Жукова нет черновой работы ― всё сразу делалось набело, но при этом очень точно. За это его прозвали мастером молниеносного рисунка. В этом же году всё увереннее в плакатах зазвучала тема скорой победы. Торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм — главная идея, объединяющая плакаты, победного этапа войны.

-3

Кокорекин А. «В этой фронтовой сводке есть и мой боевой труд!». Освобожденные территории также стараются вносить свой вклад в помощь фронту. Рабочие удятся не покладая рук. Необходимо обеспечивать фронт всей необходимой продукцией. Несмотря на трудности на освобожденных районах работа кипит, об этих успехах как и военных говорят в прессе.

-4

• С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошёл до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями, плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить врага, помочь тем, кто не в силах постоять за себя. Слово «фашист» стало синонимом бесчеловечной машины для убийства, бездушного монстра, насильника, хладнокровного убийцы. Тема мести захватчикам становится ведущей в творчестве художников-плакатистов на этом этапе войны. Вместо собирательных героических образов на первое место выходят лица, напоминающие конкретных людей – твоя девушка, твой ребёнок, твоя мать. Отомсти, освободи, спаси.

• Очень эмоциональным и выразительным был плакат «Освободи!»: на фоне огромной чёрной бездны неба художник А. А. Казанцев изобразил маленькую худенькую девочку, находящуюся в концлагере, которая стоит замерев, держась за колючую проволоку, молча смотрит на нас, высокие массивные брёвна забора подчёркивают хрупкую фигурку ребёнка, внизу краткая красная надпись – «Освободи!». Этот плакат очень прост и лаконичен, предметы лишены объёма, цвета нет – только контраст чёрного и белого. В этой работе отсутствует даже намёк на натуралистичность, её можно отнести скорее к формальным произведениям. Однако именно такое техническое решение позволило максимально полно выразить страстную ненависть к фашистам; плакат превратился в яростный призыв к уничтожению врага. Высокое графическое мастерство, необычайная сила образного обобщения ставят эту работу художника в ряд лучших плакатов военного времени.

-5