Книга посвящена теме, к которой еще никто даже издали толком не приступал: городская акустическая экология, культура слуха, звуковые ландшафты. Какой-либо заметной научной или практической работы в этом направлении пока нет никакой. Нигде нет, во всем мире. И это притом, что звуковой фактор жизни человека в полисах, а тем более в мегаполисах, едва ли не важнее, чем другие, зримые, осязаемые и обоняемые факторы нашего бытования в многослойном архитектурном пространстве. Для создания комфортной и жизнерадостной (то есть нормальной!) среды мало отвести большегрузный транспорт за городскую черту, наложить запрет на громкую музыку и шумные работы ночью и по выходным, создать отдельные зоны тишины в парках . Город должен быть благоустроен для восприятия всеми органами чувств, благоустроен в любое время, в любом месте и для всех его обитателей. И акустическое благоустройство должно быть первостепенным, хотя пока это вовсе не так. Необходимость культуры слуха нами пока еще не почувствована и не осмыслена, но это не значит, что мы без нее обходились, обходимся и дальше обойдемся. Если хотя бы один человек понял, как это важно, то должны понять и другие.
Такой человек был. Увы, он уже ушел из жизни целых двадцать лет назад и даже не успел закончить свою необыкновенную «Книгу тишины. Звуковой образ города». Но все-таки этот его труд не пропал, и мемуары о личном звуковом опыте писателя, музыковеда, кандидата искусствознания Сергея Румянцева были изданы его друзьями и привлекли внимание новых энтузиастов. Составитель и автор предисловия ко второй публикации книги, известный музыкант и звуковой художник Петр Айду признается: «Эта книга стала для меня очень важным, почти сакральным текстом, откровением, а впоследствии одним из источников (исторических, философских, концептуальных) для моих музыкальных сочинений». Впрочем, в своих признаниях талантливый авторитет далек от ритуального славословия: «Она субъективна, направлена исключительно на внутренний мир индивидуума. В ней много личных впечатлений, таких вещей, которые иногда слишком навязчивы даже в дружеских разговорах на кухне… Перечитывая однажды, я почувствовал нечто несовременное, вроде того, как кто-то из пожилых родственников затесался в юношескую кампанию и начал говорить «о былом». Появилось желание сократить…» Но все-таки в очередной переоценке значимости, вместо сокращения, книга наоборот приросла дополнениями. В ее текст, уже изначально нелинейный, «лоскутный», были включены произведения других замечательных авторов: «Сказ о звонаре московском» Анастасии Цветаевой, «Музыка города» Евгения Браудо, «Искусство шумов» Луиджи Руссоло и еще несколько фрагментов в виде статей ученых-орнитологов, стихов поэтов-футуристов, эссе философов-мистиков, устава церковного звона и расширения бесценной авторской библиографии.
В итоге появилась книга, читать которую «имеет смысл только с полным погружением, это должна быть своего рода медитация». Да, медитация, и если кто-то нетерпеливо ждал готовых рецептов и прямых указаний «как нам акустически реорганизовать» Москву или какой-то другой город, то разочарование неизбежно. «Книга тишины» в чем-то соответствует мудрой поговорке «тише едешь – дальше будешь» (заметьте полисемию значения слова «тихо»). Реально окружить себя гармонией всех сфер и идеальной экологией можно только через пробуждение и формирование экологического сознания. А вот к такому сознанию книга может продвинуть нас самым непосредственным и мощным образом. Размышления, пробужденные изысканным тематическим подбором высококлассных и редких текстов, не будут безрезультатны даже для тех читателей, которые не имеют практической возможности что-то сделать для возделывания звукового ландшафта.
Румянцев С.Ю. Книга тишины. Звуковой образ города. – Москва: Центр книги Рудомино: Издательство «Бослен», 2020. – 304 с.
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .
Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.