Найти тему

Южная готика О’Коннор

Фланнери О’Коннор
Фланнери О’Коннор

Сегодня у нас южная готика - юго-восточные штаты Америки, Библейский пояс, обычно загородная местность, консервативное население, постоянная жарища, пылища, неподвижный раскаленный воздух и при этом обязательно религиозные темы, духовные метания героев, насилие, страх, ужас, безумие, видения и вот это вот все. И это на фоне слаженного американского быта, городов из стали и стекла, автоматов с газировкой и жевательной резинкой. Сама О’Коннор говаривала "Мы, писатели южной школы, вечно получаем ярлык "гротеск", хотя описываем все, как есть".

Активные предприимчивые люди с самого начала колонизации в огромных количествах приезжали со всех уголков мира в новый свет в поисках новой жизни, готовые работать и рисковать. Но при этом на новом месте практически с нуля надо было разобраться с добром, злом и принципами взаимного общежития. А т.к. в основном это были люди религиозные, то американцы создали свой новый мир по библейским чертежам. В итоге получилось, особенно на рабовладельческом юге, интересное сочетание глубокой религиозности, духовных поисков и рефлексии с вполне комфортной и сытой жизнью, бизнесом, имуществом и прочими материальными благами (за чем собственно люди сюда и приезжали).

При этом многие христианские церкви выступают против роскоши, богатства и (местами) даже частной собственности, а проповедуют аскетизм, отказ от излишков, мысли о жизни вечной, а не земной. Об этом, например, Мк. 10-25 про игольное ушко и верблюда, а также Мф. 19-21 про продажу имущества и много где еще. Но именно в Америке все сложилось немного по-другому, не удивительно, что именно здесь появились такие христианские идеологии как Движение веры и Евангелие процветания, которые утверждают, что на основании библии христиане должны быть богатыми, успешными и здоровыми. К слову один из лидеров этой идеологии всемирно известный Кеннет Коуплэнд скрывал финансовые отчёты своей миссии, в т.ч. использование миссионерского самолёта в личных целях, утверждая, что они принадлежат только богу.

Мне достался роман "Царство Небесное силою берется", который ярко демонстрирует эту американскую дуальность. На страницах можно обнаружить деда, который на полном серьезе считает себя пророком, но при этом приторговывает самогоном и его же прибухивает. Или наоборот, успешного продавца труб, увлеченного своим бизнесом, который во время беседы быстро перестраивается с деловых вопросов на рассуждения о спасении души. А еще 14-ти летнего подростка, который в полном афиге от всего что происходит.

Самое интересное, что книга может быть прочтена как с религиозной точки зрения, так и со скептической. И в обоих случаях все будет на своих местах. А также можно пронаблюдать за тем, что произошло бы если один из пророков появился не в славные библейские времена, а в середины 20 века на юге Соединенных Штатов. И раньше люди не особо дружелюбно встречали тех, кто вмешивался в их маленькие манямирки, а уж сейчас, когда у них появились автомобили, стиралки и профсоюзы, и подавно.

В общем книга сложная, теплая, местами депрессивная, но при этом достаточно легко читается, учитывая, что написана красивым библейским слогом (ну как минимум с его влиянием).